Четыре тренда при выборе IT-инфраструктуры в 2022 году
В панель

Четыре тренда при выборе IT-инфраструктуры в 2022 году

Дарья Маташина Дарья Маташина Продуктовый редактор 5 января 2022

В тексте выделили четыре главных тренда минувшего года, которые будут актуальны и в 2022.

Изображение записи

В этом году многие компании ощутили потребность в развитии IT-инфраструктуры — одни быстро росли и хотели масштабироваться, у других истек срок эксплуатации собственного «железа»‎, третьи только начали работу и планировали архитектуру. 

В тексте выделили четыре главных тренда минувшего года, которые будут актуальны и в 2022 — на них можно опираться при выборе или переоценке состава своей инфраструктуры. А еще собрали подсказки, как найти надежного IT-провайдера.

Использовать on-prem — больше не рациональная стратегия

Стоимость инфраструктуры складывается не только из цены серверов‎. В нее также входит содержание и обучение штата технических специалистов, расходы на электричество и охлаждение, покупка лицензий на ПО, апгрейд оборудования. К списку стоит добавить соответствие инфраструктуры 152-ФЗ (актуально в случае хранения и обработки персональных данных).

Если использовать собственные серверы, все вышеперечисленные пункты (читай — расходы и риски) ложатся на плечи компании. 

Совет: если у вас собственное «железо», перевезите его в дата-центр на colocation или используйте как резервную площадку. Для дальнейшего масштабирования арендуйте инфраструктуру у провайдера. Так вы снизите капитальные затраты, сможете гибко управлять ресурсами и быстро масштабироваться при необходимости.

Не бойтесь переезда в облако, у него много плюсов

Потеря данных и контроля в случае сбоя и, как следствие, финансовые и репутационные риски — один из самых распространенных страхов, который останавливает компании от миграции в облако. Однако по факту проблемы с хранением и восстановлением информации нет — все решается грамотным резервированием данных и инфраструктурой, а также выбором провайдера (об этом ниже). 

Аргументы в пользу облачной инфраструктуры часто перевешивают. Так, переезд с собственных или арендованных bare-metal-серверов‎ позволит быстрее адаптироваться к нагрузкам (при необходимости можно увеличивать потребление ресурсов и оперативно откатываться обратно), прозрачно управлять вычислительными мощностями из панели управления, платить по мере потребления. 

Совет: для оптимизации затрат и ускорения разработки сервисов рассмотрите облачные решения. Узнать больше о доступности сервисов в облаках можно в кратком обзоре Selectel, а о безболезненной миграции — по ссылке.

Иногда выделенные серверы или гибридная инфраструктура — лучшее решение

В ряде случаев быстро построить работающую инфраструктуру в облаке дороже, чем на выделенных серверах. Например, когда у вас большая база данных (требуется много дисков), собственный инженерный штат и высокие требования к производительности (актуально для высоконагруженных сервисов — такси, маркетплейсов и других).

Еще один сценарий развития — сочетание выделенных и облачных серверов. Гибридная инфраструктура позволяет использовать сильные стороны обоих подходов. Физический сервер подойдет для стабильных, «тяжелых» систем, а виртуальные машины подхватят задачи, требующие гибкости. Например, когда нужно масштабировать ресурсы во время пиков посещаемости и быстро разворачивать тестовые среды. 

Совет: рассмотрите готовые конфигурации выделенных серверов для быстрого запуска, создайте кастомные под свои задачи или воспользуйтесь преимуществами гибридного облака.

VDI как средство оптимизации затрат

Из-за пандемии коронавируса компании массово перешли на формат удаленной работы. Как следствие, возникла потребность в VDI — технологии виртуальных рабочих столов на базе облачной инфраструктуры.

VDI позволяет компаниям дистанционно «раздавать»‎ каждому сотруднику необходимые вычислительные ресурсы, корректировать их объем при необходимости и четче планировать развитие инфраструктуры на год. Все данные хранятся и управляются централизованно, администратор может автоматически применять изменения для всех пользователей — например, настраивать резервирование, обновлять ПО или управлять трафиком. Это экономнее и проще, чем закупать и содержать десятки ПК со специфическим программным обеспечением.

Что касается безопасности, все данные — в том числе и конфиденциальная информация — хранятся не на жестком диске компьютера сотрудника, а в дата-центре (т.е. защищены от промышленного шпионажа или взлома ПК). В случае подозрительной активности специально настроенные скрипты блокируют рабочее место. Подробнее о преимуществах и недостатках VDI читайте в статье.

Совет: организуйте удаленные рабочие столы для сотрудников и сэкономьте ресурсы с помощью VDI. Если сомневаетесь, посмотрите кейс «ПИК»‎ и Selectel — мы помогли строительной компании перевести команду проектировщиков зданий на удаленку, адаптироваться к новому формату работы в разгар пандемии и сместить фокус с капитальных затрат на операционные.

Как выбрать надежного провайдера?

В системном развитии инфраструктуры важно не только то, что вы арендуете — стойко-место, серверы‎ или сервисы, но и у кого. Идеальный вариант — начать строить отношения с IT-провайдером «вдолгую»‎ с первого дня совместной работы. В противном случае придется планировать переезд к другому поставщику услуг, а это может больно ударить по планам, бюджету и моральному духу команды.

Ниже — пять критериев, которые помогут выбрать надежного IT-провайдера на отечественном или зарубежном рынках.

SLA

Соглашение об уровне обслуживания — это договор между провайдером и клиентом о качестве предоставляемого сервиса, а также времени реакции в случае инцидентов. 

Документ подробно описывает распределение ролей между сторонами и алгоритм действий в случае простоя. Он помогает участникам процесса говорить на одном языке, определяя общие термины (например, устанавливает, что такое down time), а также управляет ожиданиями. Например, регламентирует работу в выходные и ночью, способ обратной связи и скорость ответа технической поддержки, размер компенсации из-за простоя и принципы ее расчета, скидки и бонусы.

На заметку: SLA помогает детально разобраться, чего ждать от инфраструктурного провайдера в разных ситуациях. Подробнее о том, что включает в себя типовое соглашение, рассказываем в блоге Selectel.

Технологии и сертификация

Ответственный провайдер не тестирует экспериментальные функции на клиентах, а предлагает проверенные решения. Поэтому не стесняйтесь запросить кейсы или другие доказательства надежности продуктов и услуг. Кроме того, узнайте, как реализуются бэкапы — какая скорость восстановления и есть ли возможность заранее протестировать систему.

Что касается сертификации, обратите внимание на Tier — это стандарт надежности ЦОД, разработанный организацией Uptime Institute. Всего существует четыре уровня, самые надежные — Tier III (отказоустойчивость — 99,98%) и Tier IV (отказоустойчивость 99,99%): с ними все технические работы в дата-центре проходят без даунтайма.  

Также рекомендуем узнать о PCI DSS — это сертификат, который позволяет хранить данные платежных карт в ЦОД. А еще про соответствие инфраструктуры 152-ФЗ (закону о персональных данных).

На заметку: Дата-центры Selectel соответствуют международным стандартам Tier III. Мы резервируем системы ЦОД, чтобы во время плановых работ сервисы продолжали работать.

Опыт работы и финансы

При выборе IT-провайдера узнайте, сколько лет компания существует на рынке, сколько у нее сотрудников и какие профессиональные сертификаты они имеют. Изучить отзывы и истории успеха тоже будет полезно, однако данных может быть немного — часто компании связаны NDA (соглашением о неразглашении данных), поэтому могут показать только часть своей работы. 

С точки зрения финансовой устойчивости провайдера важны данные о:

  • размере компании и выручке;
  • собственных активах: дата-центрах, зданиях, земельных участках;
  • «финансовом здоровье»‎ — прибыльности и динамике роста на рынке. 

На заметку: У Selectel шесть дата-центров в России — в Москве, Петербурге и Ленинградской области. Посмотрите, как они выглядят, в видеоэкскурсии.

Зоны доступности

Наличие нескольких зон и присутствие в разных регионах России дает возможность безопасно переносить и резервировать свою инфраструктуру. Так, если что-то случится с инфраструктурой в одной локации, нагрузка перераспределится на серверы в другом регионе — сервисы и приложения продолжат работать.

На заметку: Присутствие в разных регионах — преимущество не только с точки зрения отказоустойчивости, но и более эффективной доставки контента: задержки из-за удаленности от конечного пользователя, увы, никто не отменял.

Независимость и фокус деятельности

Уверенность в неангажированности и профильности партнера (важно, чтобы предоставление IT-инфраструктуры было основны бизнесом провайдера) — крепкий фундамент для выстраивания отношений «вдолгую»‎ и фокусирования на развитии бизнеса.

Читайте также: