Как создать мобильное приложение
В статье разберем, как разработать приложение для телефона. Посмотрим на процесс с нуля: от появления идеи и анализа рынка до релиза.
Разберем, какие существуют подходы к разработке мобильных приложений под iOS и Android, какие технологии используют для их создания, а также как выбрать правильный способ реализации.
Зачем нужно мобильное приложение
Мобильные приложения — это не просто дополнение к бизнесу, а зачастую его основа. Они играют ключевую роль в достижении разных целей.
- Повышение лояльности клиентов. Приложения помогают поддерживать связь с клиентами через уведомления, персонализированные предложения и программы лояльности.
- Упрощение процессов. Через мобильные приложения пользователи могут заказывать товары, бронировать услуги, оплачивать счета или решать другие задачи в пару кликов.
- Анализ данных. Приложения позволяют собирать информацию о поведении пользователей: что ваши клиенты предпочитают, какие функции чаще используют, как долго взаимодействуют с сервисом.
- Прямой доступ к аудитории. Через приложение бизнес быстрее и эффективнее доставляет информацию клиентам, обходя конкуренцию, которая может теряться в общем информационном потоке других каналов: веб-сайтов или социальных сетей.
Мобильные приложения не только упрощают жизнь пользователю, но и улучшают имидж компании, делая ее современнее и технологичнее в глазах потребителей.
Как устроены приложения для смартфонов
Мобильные приложения, независимо от платформы iOS или Android, обычно делятся на две основные части: клиентскую и серверную. Эти компоненты работают в тандеме, обеспечивая пользователю необходимую функциональность и удобство взаимодействия с приложением.
Клиентская часть
Клиентская часть приложения — это интерфейс и взаимодействие с пользователем. Сюда относят визуальные элементы и логику работы, которая происходит на устройстве. Основная задача клиентской части — обеспечить быструю и интуитивно понятную работу приложения, чтобы пользователи могли легко выполнять необходимые действия. Например, заказать продукты или прочитать книгу.
Ключевые элементы клиентской части:
- Интерфейс пользователя (UI). Дизайн, кнопки, поля ввода, анимации и прочие визуальные элементы, которые формируют внешний вид.
- Логика пользовательского интерфейса (UX). Это логика работы приложения, которая скрыта от глаз пользователя. Сюда входят сценарии поведения элементов интерфейса, порядок выполнения задач, взаимодействие с сервером и другими компонентами приложения.
- Локальная обработка данных. Часть вычислений и операций может выполняться на самом устройстве, это позволяет ускорить работу приложения и снизить зависимость от интернет-соединения. Например, это может быть обработка пользовательского ввода или работа с данными, кэшированными ранее.
Серверная часть
Серверная часть приложения — это бэкенд, «невидимая» пользователю сторона. Она управляет обработкой данных, взаимодействием с клиентской частью и базами данных, обеспечивает стабильную работу всего приложения.
Ключевые функции серверной части.
- Хранение данных. Аккаунты пользователей, заказы, информация о товарах и услугах и другие ключевые данные приложения хранятся на серверах. Это гарантирует, что информация останется доступной независимо от устройства или местоположения пользователя.
- Авторизация и безопасность. Серверная часть обрабатывает регистрацию, вход в систему, проверку паролей и другие процессы, связанные с безопасностью.
- Бизнес-логика. Обработка платежей, управление заказами, взаимодействие с внешними API (Application Programming Interface) и другие важнейшие функции выполняются на стороне сервера. Это снижает нагрузку на клиентскую часть и обеспечивает более стабильную работу приложения.
- API для связи с клиентом. Для взаимодействия клиентской части с сервером используются API-интерфейсы. Они позволяют обмениваться данными и получать результаты в реальном времени.
Разработка мобильного приложения для телефонов на iOS и Android
Существует несколько подходов к разработке мобильных приложений: с помощью конструкторов, кастомная разработка и создание PWA (Progressive Web App). Каждый имеет свои особенности и сферу применения — разберем их подробнее.
Как разработать мобильное приложение с помощью конструкторов
Конструкторы приложений — это один из самых быстрых и доступных способов создания мобильного приложения. Вы просто собираете его из готовых блоков и шаблонов без необходимости программирования (no-code). Этот метод подходит для простых приложений, например, для небольших бизнесов, которые хотят выйти на рынок с минимальными затратами.
Платформы Appy Pie, iBuildApp и другие предлагают простые инструменты для мобильных приложений — с ними даже неопытные пользователи легко соберут подходящий сервис за несколько шагов. Обычно процесс мобильной разработки выглядит так:
- Вы выбираете шаблон в зависимости от типа приложения. Например, интернет-магазин, блог или сервис доставки.
- Настраиваете внешний вид и добавляете необходимые модули: каталог товаров, форму обратной связи, платежные системы и т.д.
- Публикуете приложение в магазинах App Store и Google Play или создаете доступ через ссылку либо QR-код.
Конструкторы полезны, когда нужно быстро протестировать идею или запустить базовое приложение без существенных затрат на разработку. Однако гибкость и возможности кастомизации таких приложений ограничены, что делает их менее подходящими для сложных и уникальных проектов.
Кастомная разработка приложения для смартфонов с нуля
Кастомная разработка — это процесс создания приложения для смартфонов с нуля, где каждое решение адаптируется под требования конкретного бизнеса. Такой метод предполагает использование нативных языков программирования: Swift для iOS или Kotlin для Android.
Кастомная разработка обычно начинается с этапа проектирования и создания прототипов приложения, затем следуют написание кода, интеграция с внешними сервисами и базами данных, тестирование и финальный релиз. Такой подход обеспечивает полный контроль над функциональностью.
Метод подходит для крупных компаний или стартапов, которые стремятся создать уникальное мобильное приложение с возможностью дальнейшего масштабирования и поддержки. На выходе можно получить продукт с высокой производительностью. Но при выборе кастомной разработки стоит учесть, что она требует значительных временных и финансовых ресурсов.
Как разработать приложение для телефона с помощью PWA
Progressive Web App (PWA) — это сравнительно новое направление в разработке, которое объединяет преимущества как мобильных, так и web-приложений.
PWA создаются с помощью web-технологий (HTML, CSS, JavaScript), но при этом работают как нативные мобильные приложения. Это означает, что пользователи могут «установить» PWA на свои устройства прямо через браузер, без необходимости загружать его из магазина приложений.
Когда говорится об установке PWA через браузер, имеется в виду возможность добавить ярлык на домашний экран устройства. Этот ярлык ведет к PWA и позволяет запускать его в режиме, который выглядит как отдельное приложение.
PWA может работать офлайн благодаря технологии service worker, которая кэширует данные и ресурсы для автономной работы. Это делает метод удобным для проектов, где важен быстрый доступ к контенту без установки большого приложения.
Процесс создания PWA включает:
- Написание HTML-страниц и создание манифеста приложения, где указываются ключевые параметры: иконки, название, цветовые схемы.
- Настройка service worker, который отвечает за кэширование и управление сетевыми запросами.
- Тестирование и оптимизация производительности с помощью инструментов, таких как Lighthouse, которые помогают оценить производительность и качество приложения.
PWA — универсальное решение, его можно запустить на всех платформах: iOS, Android, web-браузеры. Он подойдет для бизнесов, стремящихся снизить расходы на разработку и поддерживать одно приложение на всех устройствах.
Этот метод разработки все чаще используют крупные компании, например, AliExpress, для улучшения пользовательского опыта без необходимости создания отдельных версий приложения на разных платформах.
Плюсы и минусы трех способов
Конструкторы
- Плюсы: быстрая разработка, низкая стоимость, поддержка различных платформ.
- Минусы: ограниченные возможности кастомизации и производительности.
Кастомная разработка
- Плюсы: полная кастомизация, высокая производительность, гибкость в масштабировании.
- Минусы: высокая стоимость, длительные сроки разработки.
PWA
- Плюсы: кроссплатформенность, возможность работы в офлайн-режиме, быстрое развертывание.
- Минусы: ограниченный доступ к нативным функциям устройства, меньшая поддержка на iOS.
Какой способ выбрать?
Конструкторы стоит выбирать, если у вас небольшой проект, нужно быстро выйти на рынок или у вас ограничен бюджет. Этот метод подходит для простых приложений, например, для локальных бизнесов с небольшим количеством бизнес-процессов, стартапов или проектов с ограниченной функциональностью, где не требуется глубокая кастомизация.
Кастомная разработка подходит для сложных проектов с уникальными требованиями. Если вашему приложению нужны нестандартные функции, высокая производительность и возможность масштабирования в будущем, кастомная разработка мобильных приложений с нуля станет лучшим выбором. Этот метод также предпочтителен для крупных компаний и стартапов, которые хотят создать конкурентное преимущество за счет эксклюзивных функций.
Progressive Web App (PWA) подойдет, если вам нужно кроссплатформенное приложение с минимальными затратами на разработку. PWA идеальны для случаев, когда важны быстрое развертывание, работа офлайн и поддержка на всех устройствах без создания отдельных версий для iOS и Android. Этот метод можно выбрать для e-commerce, информационных сервисов или приложений с большим количеством контента, где критична скорость доступа.
Этапы разработки мобильного приложения
Создание мобильного приложения — многоступенчатый процесс, вне зависимости от того, используете ли вы конструкторы, заказываете кастомную разработку или создаете Progressive Web App (PWA). Каждый метод имеет свои особенности, но общие этапы разработки применимы ко всем подходам. Эти шаги помогут вам грамотно организовать процесс, чтобы приложение соответствовало ожиданиям и требованиям пользователей.
Идея
Идея — это отправная точка создания любого мобильного приложения. Она формируется на основе проблемы, которую нужно решить, или возможности улучшить существующий опыт. Этот этап требует глубокого понимания задачи, стоящей перед целевой аудиторией. Чтобы идея имела успех, стоит пройти через несколько ключевых шагов.
Определение проблемы: какие задачи пользователей необходимо решить? Например, если это e-commerce-приложение, нужно учитывать, что пользователи хотят легко искать товары, делать покупки и получать уведомления об акциях.
Формирование уникального предложения: что сделает ваше приложение особенным на фоне конкурентов? Важно определить, какая его часть будет уникальной и предложит более удобное или инновационное решение.
Сбор идей: полезно подключить команду для мозгового штурма, рассмотреть различные подходы к решению проблемы и выделить сильные стороны каждой идеи.
Изучение целевой аудитории и конкурентов
Следующий этап — исследование целевой аудитории и конкурентной среды. Без понимания, кто будет использовать приложение и какие альтернативы уже существуют на рынке, сложно создать востребованный продукт.
Анализ целевой аудитории
Прежде всего, нужно выяснить, кто ваши потенциальные пользователи. Для этого можно провести опрос, интервью, анализ поведения аудитории в аналогичных приложениях. Важно понять, какие устройства и платформы используют пользователи, как часто они взаимодействуют с приложениями и какие у них есть боли, которые можно решить вашим продуктом.
Конкурентный анализ
Изучите рынок и проанализируйте приложения, которые решают похожие задачи. Это поможет понять, что предлагают конкуренты, и выявить их слабые стороны, чтобы улучшить ваше предложение. Ресурсы App Store или Google Play помогут проанализировать отзывы пользователей, чтобы узнать, какие функции конкуренты не реализовали или сделали плохо.
Выбор способа создания приложения
После изучения целевой аудитории и конкурентов выберите способ разработки. Здесь важно оценить, как лучше всего реализовать вашу идею с учетом бюджета, сроков разработки и желаемой функциональности. Как мы уже упоминали, существует три основных подхода: конструкторы, кастомная разработка с нуля и Progressive Web App (PWA).
Планирование работ
Планирование — один из наиболее важных этапов. Он нужен, чтобы выполнить проект в сроки и в рамках бюджета.
Здесь нужно определить, какие задачи и в какой последовательности вы будете выполнять и как распределите ресурсы.
- Определение объема работ. Решите, какие функции стоит реализовать в первом релизе, а какие можно отложить на будущие обновления. Это поможет избежать перегрузки команды на старте проекта.
- Распределение задач. Разделите работы между разработчиками, дизайнерами, тестировщиками и другими участниками команды. Четкое понимание ролей и обязанностей всех участников ускоряет процесс разработки.
- Управление рисками. Постарайтесь учесть возможные риски и на этапе планирования предусмотреть способы их минимизации.
UX/UI: макеты и прототипы
Создание качественного дизайна — основа успешного приложения. Тщательно продуманные UX и UI помогают пользователю легко и интуитивно взаимодействовать с приложением.
Дизайн создается в несколько шагов.
- Создание wireframes. Это начальные схемы интерфейса, которые помогают увидеть структуру приложения. На этом этапе нет визуальных деталей, но можно оценить навигацию и пользовательский путь.
- Прототипирование. Прототип — это интерактивная модель приложения. Он позволяет протестировать функциональность до начала разработки и на раннем этапе выявить потенциальные проблемы в интерфейсе.
- Тестирование UX/UI. После создания прототипов проводят тестирование с участием реальных пользователей, чтобы убедиться, что интерфейс удобен и функционален. На основе полученных данных вносятся изменения в макеты перед началом разработки.
Разработка
Этап разработки включает написание кода и реализацию всех запланированных функций. Команда разработчиков работает с дизайнерами и тестировщиками, чтобы интегрировать все элементы приложения и обеспечить его стабильную работу на разных устройствах и платформах.
Тестирование
Тестирование позволяет убедиться в том, что приложение работает корректно, стабильно и соответствует ожиданиям пользователей. Существуют различные виды тестирования:
- Функциональное тестирование. Проверяет, как работают все функции приложения.
- Юзабилити-тестирование. Позволяет понять, насколько удобно пользователям взаимодействовать с интерфейсом.
- Нагрузочное тестирование. Проверяет, как приложение справляется с высокой нагрузкой, например, при большом числе одновременно активных пользователей.
Для тестирования приложений разработчики могут использовать как эмуляторы, так и реальные устройства. Эмуляторы — это удобный и быстрый инструмент для проверки базового функционала и обнаружения очевидных багов приложения. Однако они не всегда позволяют провести полноценное тестирование, так как не могут точно симулировать производительность, работу с реальными аппаратными компонентами и корректность отображения UI на разных экранах.
Если же выбирать тестирование на реальных устройствах, то не всегда есть возможность закупить и обслуживать в собственном парке все виды смартфонов.
Одним из оптимальных решений является мобильная ферма Selectel, которая предоставляет удаленный доступ к реальным устройствам для тестирования приложений. Платформа позволяет проводить функциональные тесты, проверять производительность и юзабилити на разных популярных устройствах, таких как Samsung, Xiaomi, Realme и многих других.
Релиз
Релиз — публикация приложения в магазинах или на web-серверах в случае с PWA. Приложение проходит модерацию и становится доступным пользователям.
Для нативных приложений прохождение модерации — важный этап, поскольку магазины могут затребовать соответствие определенным стандартам и требованиям.
PWA релизить проще — достаточно разместить приложение на сервере, чтобы оно стало доступным пользователям.
Пострелиз: продвижение, техподдержка и дорожная карта
После релиза начинается активная фаза работы с пользователями. Приложение должно постоянно развиваться, получать обновления и новую функциональность.
- Продвижение. Маркетинговые кампании помогают привлечь новых пользователей. Важно работать с отзывами и внедрять новые функции на основе их запросов.
- Техническая поддержка. Поддержка пользователей и устранение багов — залог успешного долгосрочного существования приложения на рынке.
- Дорожная карта. План дальнейшего развития помогает команде и пользователям понимать, что будет улучшено или добавлено в будущем.
Различия разработки для Android и iOS
Когда речь заходит о разработке мобильных приложений, важно учитывать платформу, для которой создается продукт. iOS и Android — две крупнейшие мобильные операционные системы, и каждая требует специфического подхода к разработке. Рассмотрим основные различия между разработкой для этих платформ.
Нативная разработка
Нативная разработка подразумевает использование языков программирования и инструментов, созданных специально для каждой платформы.
Для разработки на iOS используют язык программирования Swift или устаревший, но все еще применяемый Objective-C. Приложения создают в среде разработки Xcode, которая предоставляет мощные инструменты для разработки интерфейсов, тестирования и интеграции с фреймворками Apple: ARKit или HealthKit.
Разработка под iOS часто считается более упрощенной с точки зрения устройства экосистемы: существует ограниченное количество моделей iPhone и iPad, поэтому разработчикам не нужно учитывать так много вариаций экранов и характеристик устройств.
Для разработки Android-приложений используется язык Kotlin или традиционный Java. Среда разработки — Android Studio.
Android-экосистема более разнообразна, чем iOS. Это связано с тем, что устройства на базе Android выпускают многие производители — в результате у девайсов различаются экраны, разрешения и технические характеристики. Такое разнообразие усложняет тестирование приложений и требует оптимизации под широкую линейку устройств. Однако Android-разработка дает более гибкие возможности для кастомизации, так как система более открыта по сравнению с iOS.
Кроссплатформенные фреймворки
Если вам необходимо создать приложение для обеих платформ одновременно, нативная разработка для каждой системы может оказаться слишком затратной и трудоемкой. В таких случаях на помощь приходят кроссплатформенные фреймворки, которые позволяют писать единый код для обеих платформ с минимальными изменениями.
React Native. Один из самых популярных кроссплатформенных фреймворков, который позволяет писать код на JavaScript, а затем компилировать его для iOS и Android. Хотя React Native приближает производительность к нативной, у него есть ограничения в плане доступности некоторых функций устройства и полной оптимизации. Он не дает всех преимуществ нативных приложений, но позволяет использовать единую кодовую базу для обеих платформ.
Flutter. Фреймворк, который использует язык программирования Dart. Flutter позволяет создавать приложения с единой кодовой базой для обеих платформ, предоставляя гибкие возможности кастомизации интерфейса и плавную анимацию. Преимущество Flutter — высокая производительность и возможность создавать сложные UI с минимальными усилиями.
Xamarin. Фреймворк от Microsoft, который позволяет использовать язык C# для создания кроссплатформенных приложений. Xamarin предоставляет мощные инструменты для интеграции с нативными API Android и iOS.
Хотя кроссплатформенные фреймворки предлагают множество преимуществ, они также несут с собой определенные проблемы и неудобства.
- Соблюдение гайдлайнов каждой платформы. Каждая платформа имеет свои гайдлайны и правила создания интерфейсов. Кроссплатформенные решения могут столкнуться с трудностями при соблюдении этих стандартов, что может привести к отказу в публикации приложения.
- Ограниченные возможности оптимизации. Кроссплатформенные приложения не всегда оптимизированы под конкретные устройства так же эффективно, как нативные.
- Ограниченный доступ к функциям ОС. Некоторые функции операционных систем недоступны в кроссплатформенных фреймворках и требуют использования нативного кода.
- Проблемы с безопасностью. Некоторые компании могут запрещать использование определенных кроссплатформенных технологий из-за соображений безопасности.
Из чего состоит Android-приложение
Android-приложение состоит из нескольких ключевых компонентов: Activity, Service, BroadcastReceiver и ContentProvider. Каждый из них выполняет свою задачу и обеспечивает работу приложения на устройстве пользователя. Вместе эти компоненты создают целостную систему, которая отвечает за функциональность, управление интерфейсом, взаимодействие с внешними сервисами и устройствами.
Activity
Activity — один из ключевых компонентов приложения, он представляет собой экран с пользовательским интерфейсом. Каждый раз, когда вы открываете новое окно приложения, вы взаимодействуете с новым объектом Activity. Он управляет жизненным циклом экрана и реагирует на пользовательские действия, такие как нажатие кнопок или ввод данных.
Service
Service — это компонент, который выполняет задачи в фоновом режиме, не взаимодействуя с пользователем напрямую. Например, он может проигрывать музыку или синхронизировать данные с сервером. Service продолжает работать, даже если приложение неактивно, и может передавать результаты другим компонентам по завершении.
BroadcastReceiver
BroadcastReceiver отвечает за обработку широковещательных сообщений от системы или других приложений. Android отправляет различные события через широковещательные сообщения, например, уведомление о низком заряде батареи или о завершении загрузки файла. BroadcastReceiver позволяет приложению реагировать на эти события, даже если оно неактивно в данный момент.
ContentProvider
ContentProvider используется для обмена данным. Например, через него одно приложение может получить доступ к контактам или медиафайлам, которые хранятся в другом приложении, если на это даны разрешения. ContentProvider играет важную роль в организации безопасности и управления данными, особенно когда речь идет о взаимодействии с внешними базами данных или файловыми хранилищами.
Из чего состоит iOS-приложение
iOS-приложение, как и Android, состоит из множества взаимосвязанных компонентов, которые совместно обеспечивают его функциональность. Однако архитектура и подход к разработке имеют свои особенности, которые важно учитывать при создании приложений для iPhone и iPad. Рассмотрим ключевые элементы iOS-приложения.
ViewController
ViewController — основной компонент iOS-приложения, он отвечает за отображение и управление пользовательскими интерфейсами. Каждый экран или элемент интерфейса приложения управляется отдельным ViewController. Аналогично Android Activity, этот компонент управляет жизненным циклом экрана, начиная с загрузки и заканчивая уничтожением. iOS активно использует шаблоны MVC (Model-View-Controller), где ViewController играет центральную роль в координации между интерфейсом и логикой приложения.
UIApplication
UIApplication — центральный объект, который управляет жизненным циклом приложения. Вся работа приложения начинается с инициализации объекта UIApplication. Он координирует взаимодействие между системой и пользовательским интерфейсом, следит за состоянием приложения (запущено, находится в фоне, приостановлено) и обрабатывает системные события, такие как уведомления или события из центра управления iOS.
Delegate
AppDelegate и SceneDelegate — это объекты, которые выполняют роль «делегатов» для UIApplication. Они отвечают за обработку критически важных событий на уровне приложения, таких как запуск, переход в фоновый режим, получение уведомлений или других системных изменений. Начиная с iOS 13 роль делегата поделена на AppDelegate и SceneDelegate, что позволяет более гибко управлять многооконностью и сценами в приложениях.
Storyboard и SwiftUI
Storyboard — это визуальный инструмент, используемый в Xcode для проектирования интерфейсов и навигации между экранами приложения. Это своего рода визуальная карта, где разработчики могут связать ViewController’ы и задать логику переходов между ними. В последние годы набирает популярность SwiftUI, который заменяет Storyboard и предлагает декларативный подход к созданию интерфейсов. SwiftUI позволяет разработчикам описывать интерфейс и его поведение с помощью кода, что упрощает процесс разработки и тестирования, особенно при создании сложных адаптивных интерфейсов.
CoreData и другие системы хранения
CoreData — это фреймворк для управления данными в приложении, который выполняет роль аналогичного ContentProvider в Android. Он позволяет сохранять данные локально на устройстве, синхронизировать их с сервером и управлять базами данных. Помимо CoreData, в iOS доступны другие решения для работы с данными, такие как NSUserDefaults для хранения настроек или Keychain для безопасного хранения конфиденциальной информации.
Чем может помочь Selectel
При разработке мобильных приложений важно не только реализовать код, но и создать надежную серверную инфраструктуру, а также обеспечить стабильную работу приложения на разных устройствах. Selectel предлагает решения, которые помогают разработчикам на всех этапах — от тестирования на реальных устройствах до организации серверной части и управления ресурсами.
- Мобильная ферма (Mobile Farm) — это ключевой инструмент от Selectel, который позволяет разработчикам удаленно тестировать свои приложения на реальных устройствах. С помощью этой услуги можно запускать и тестировать приложения на устройствах от производителей, таких как Xiaomi, Samsung, Realme и других. Мобильная ферма помогает оценить совместимость, производительность и выявить ошибки на разных устройствах без необходимости физического доступа к ним.
- IaaS (Infrastructure as a Service) от Selectel предоставляет разработчикам доступ к виртуальной инфраструктуре, которая позволяет создавать масштабируемые серверные решения. Это может быть полезно при разработке серверной части приложений или при необходимости быстро развернуть виртуальные машины для тестирования. Использование IaaS дает гибкость в управлении ресурсами и снижает затраты на создание и поддержание собственной инфраструктуры.
- PaaS (Platform as a Service) может предоставлять различные платформы для разработки и запуска приложений. Одним из вариантов PaaS для разработчиков является база данных, которая будет поддерживать приложение, обеспечивая надежное хранение данных как серверной, так и клиентской частей.
Заключение
Создание мобильного приложения — сложный процесс. Он требует внимательного подхода на каждом этапе, начиная с разработки идеи и заканчивая ее воплощением и публикацией. Успех проекта во многом зависит от тщательно проведенного анализа рынка, правильного выбора метода разработки и слаженной работы команды.
Выпуск приложения — это лишь начало его жизненного пути. Чтобы продукт оставался востребованным и конкурентоспособным, необходимо постоянно следить за изменениями в потребностях пользователей и техническими тенденциями.