Четыре способа повысить отказоустойчивость инфраструктуры
В панель

Четыре способа повысить отказоустойчивость инфраструктуры в Selectel

Ульяна Малышева Ульяна Малышева Технический редактор 8 августа 2022

Рассказываем, как обезопасить критические сервисы без дополнительных затрат.

Изображение записи

Не кладите яйца в одну корзину — базовое правило диверсификации, которое актуально и для IT-инфраструктуры. 

Есть отказоустойчивость, за которую отвечает провайдер. Он резервирует сетевые каналы, средства обеспечения бесперебойного электропитания (ДГУ, ИБП и т. д.) и кондиционирования серверных. Также отказоустойчивость может быть «встроена» в готовый сервис — например, в Managed Kubernetes или облачные базы данных. В них стабильность кластеров обеспечивается за счет автохилинга нод и других автоматизаций. 

Надежный провайдер — это хорошо, но его наличие не исключает важность повышения отказоустойчивости IT-инфраструктуры на стороне клиента. Так, можно положить все критические сервисы на один сервер и разместить его в дата-центре уровня Tier III. Машинный зал будет стоять насмерть, но сбой может произойти в SSD-диске и не обязательно по вине провайдера. Ни одна сертификация Uptime Institute не спасет. 

Впрочем, и здесь провайдер может помочь. Например, предоставить опцию распределения сервисов на несколько локаций для повышения отказоустойчивости. Упадет один сервер — будет работать резервный. Но для этого провайдер должен быть достаточно крупным. 

Инфраструктура Selectel расположена в двух странах — Россия и Узбекистан, в 4 регионах — Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Ташкент, в 6 разных зонах доступности. Это позволяет клиентам Selectel повышать отказоустойчивость на одном или нескольких уровнях инфраструктуры:

  • на уровне региона, 
  • на уровне зоны доступности, 
  • на уровне пула,  
  • на уровне серверной стойки (для выделенных серверов) или хоста виртуализации (для облачных серверов). 

Выбор уровня зависит от задач, возможностей компании и требований к отказоустойчивости. Рассмотрим каждый из них в порядке уменьшения расстояния между элементами инфраструктуры.

Уровень региона: построение катастрофоустойчивой инфраструктуры

Понятие региона в Selectel совпадает с названием реальных городов, в пределах которых находятся дата-центры компании или партнерские ЦОД.

Каждый регион полностью изолирован и автономен. Если в Санкт-Петербурге случится шатдаун, в московском ДЦ «Берзарина» все будет спокойно. Несмотря на географическую удаленность, регионы связаны между собой высокопроизводительными каналами связи. А значит, распределенные части инфраструктуры смогут «общаться» между собой с допустимым латенси. 

Что это дает? Высокий уровень отказоустойчивости. Размещение в разных регионах позволит пережить природные и техногенные катастрофы: наводнение, землетрясение, падение метеорита, масштабное отключение интернета или шатдаун. На логике регионального деления построена услуга Disaster Recovery — по сути, это резервная площадка в другом регионе для быстрого развертывания клона «упавшей» инфраструктуры. 

Каким компаниям подойдет? Компаниям с особо высокими требованиями к отказоустойчивости и тем, кто развивает мультирегиональный сервис. Например, у вас сервис доставки еды, который работает как в Санкт-Петербурге, так и в Москве. Распределение инфраструктуры по регионам повысит доступность сервисов для конечного пользователя.  

Для кого излишне? Для сервисов, клиенты которых привязаны к конкретной географической точке. Если у компании сеть петербургских школ по изучению английского языка, все клиенты — в Санкт-Петербурге, а некоторый даунтайм не критичен, нет смысла резервировать серверы в Москве. Лучше выбрать один из следующих способов повышения отказоустойчивости.

Уровень зоны доступности: золотой стандарт 

В одном регионе может быть несколько дата-центров: так, Санкт-Петербург включает в себя ЦОДы в Дубровке (Ленинградская область) и на Цветочной. Между собой эти две зоны доступности связаны волоконно-оптической линией связи, зарезервированной на физическом уровне. При этом инженерные системы у них различны: они обслуживают конкретную группу ДЦ и зарезервированы в привязке к ней.  

Что это дает? Рабочую модель отказоустойчивой инфраструктуры без издержек в виде возросшего латенси. Дата-центры в зоне доступности хорошо связаны между собой и находятся относительно близко друг к другу. 

При этом разные зоны не имеют единой точки отказа. Если, конечно, весь регион вдруг не уничтожит упавший метеорит. В остальном распределение инфраструктуры по зонам доступности повысит уровень защиты данных, спасет от внеплановых отключений электроэнергии в районе дата-центра или пожаров в конкретном ДЦ. 

Зоны доступности и локации выделенных серверов

Каким компаниям подойдет? Всем, кто хочет «застраховать» свой сервис от даунтаймов. Близость дата-центров в составе зон доступности обеспечивает быструю скорость передачи данных и не увеличивает задержки. Мы рекомендуем клиентам резервировать критические сервисы именно на этом уровне. 

Нюанс: некоторые услуги Selectel доступны в ограниченном числе зон доступности Так, облачные серверы линейки HighFreq (на базе высокочастотных процессоров) можно арендовать лишь в зоне доступности 1, в Москве. Организовать полноценный дубль сервера в другой зоне не получится. Также ограничена в размещении услуга аттестованного ЦОД — по одной зоне доступности в Москве и Санкт-Петербурге. 

С полной матрицей доступности услуг можно ознакомиться в базе знаний →

Уровень пула: гигиенический минимум

На этом уровне мы условно оперируем территорией одного дата-центра и его наполнением. Пул — это набор серверов, связанных между собой логически или технически. Пулом могут быть серверы одной линейки, одних характеристик или, например, машины, которые размещены на разных этажах дата-центра. 

Так, разными пулами считаются второй и третий этажи ДЦ «Берзарина». С одной стороны, каждая серверная — отдельный дата-центр с не зависящими друг от друга коммуникациям. С другой — здание одно, а значит, точек отказа больше: если вследствие человеческой ошибки в нем произойдет пожар, последствия затронут оба пула. Точкой отказа может стать любой сбой, который повлияет на работу всего здания. 

Что это дает? Размещение критических сервисов в разных пулах все еще лучший вариант, чем размещение инфраструктуры в одном регионе, одной зоне доступности и одном пуле. Распределение на уровне пулов предохраняет от таких проблем, как сбой сетевого оборудования или локальные сбои электропитания — отказ PDU.

Пул — довольно легко масштабируемая часть инфраструктуры в отличие от регионов и зон доступности. Так, новая зона доступности в Selectel появится, когда будет достроен ДЦ «Юрловский» в Москве, а новый регион — если компания, например, продолжит зарубежную экспансию. В пул же можно «оформить» новые стойки, добавленные в существующий дата-центр.

В Selectel их немало. При выборе пула можно отталкиваться от желаемого региона, услуги и вида сервера — выделенного или облачного. Сориентироваться поможет уже упомянутая матрица доступности.

Распределение в стойках и сервер-группы: отказоустойчивость на микроуровне и из «коробки»

Завершаем обзор возможностей самым маленьким элементом инфраструктурной «матрешки» — стойкой (для выделенных серверов) и хостом виртуализации (для облачных серверов). Рассмотрим их отдельно. 

Распределение в стойке 

Заказывая несколько выделенных серверов в одном пуле, клиент может не знать, как именно они будут расположены в машинном зале. Так, они могут попасть в одну стойку, подключенную к одному сетевому оборудованию. Значит, серверы будут находиться в одном домене отказа: случится сбой конкретной стойки по сети или откажет PDU — попадет обоим серверам. 

В Selectel клиент выделенных серверов может посмотреть, как распределены машины по стойкам, и оценить, нужно ли менять расположение инфраструктуры. Как это сделать, читайте в базе знаний

Что это дает? В идеале распределение по стойкам должно дополнять другой способ повышения отказоустойчивости (на уровне зоны доступности или пула). Но если другие концепции — не вариант, то распределение по стойкам предохранит критические сервисы от последствий плановых работ или мелких аварий.    

Нюанс: На данный момент возможность доступна не всем клиентам. Если для вас фича недоступна, а задача обеспечения непрерывной работы актуальна, напишите в техподдержку. Мы предоставим вам необходимую информацию в ручном режиме и поможем найти оптимальное решение для повышения отказоустойчивости.

Сервер-группы в облаке

В случае облачной инфраструктуры повысить отказоустойчивость можно на уровне хоста виртуализации. Делается это за счет создания группы размещения. Группа создается для конкретного пула или группы пулов с общей частью в названии (ru-2а, ru-2b, ru-2c).

Что это дает? Быстро развертываемую отказоустойчивость на старте, в единой панели управления Selectel. Не нужно думать о выборе конкретного пула — все произойдет автоматически. 

Нюанс: При создании группы можно выбрать политику, которая определит, как именно серверы будут располагаться на физическом оборудовании. Выбрав anti-affinity (размещение строго обязательно на разных хостах), есть риск, что подходящий хост не найдется. Тогда сервер не будет создан. Soft-anti-affinity (размещение желательно на разных хостах) подразумевает опцию, что в отсутствии выбора серверы развернутся на одном хосте виртуализации.

Выделим главное 

Selectel предоставляет большое количество сценариев повышения отказоустойчивости. Мы призываем использовать хотя бы один-два из них. Тем более, это легко и быстро делается в панели управления. 

Для более сложной гибридной инфраструктуры, подразумевающей связь разных сервисов (дедиков, облака, в том числе от VMware) в разных регионах и зонах доступности, есть сеть L3 VPN из «коробки». На данный момент она бесплатна для всех клиентов Selectel. Повысить отказоустойчивость можно также за счет универсального балансировщика нагрузки. Он по умолчанию зарезервирован в Москве и Санкт-Петербурге и хорошо справляется с балансировкой трафика между выделенными и облачными серверами. 

Чтобы выбрать нужный уровень отказоустойчивости, задайте себе несколько вопросов: 

  1. Что для вас важнее — географическое расположение, конкретная услуга или определенное «железо»? 
  2. Какой латенси вы можете себе позволить? 
  3. Насколько критично падение сервиса для бизнеса?

Ответы помогут сориентироваться в описанных возможностях. Если вы все еще затрудняетесь в выборе, сотрудники техподдержки помогут подобрать оптимальный сценарий повышения отказоустойчивости. 

Читайте также: