Морской беспилотник успешно провел сканирование дна Арктики
14 августа беспилотное судно USV Maxlimer завершило трехнедельную миссию по исследованию дна Атлантики. Этот проект частично финансировался Европейским космическим агентством (ЕКА). Операторы удаленно управляли роботизированным транспортом с базы в Толлсбери на востоке Англии. 23 июля USV Maxlimer вышел из порта Плимут. Затем он прошел 460 километров на юго-запад, нанеся на цифровую карту более тысячи квадратных […]
14 августа беспилотное судно USV Maxlimer завершило трехнедельную миссию по исследованию дна Атлантики.
Этот проект частично финансировался Европейским космическим агентством (ЕКА). Операторы удаленно управляли роботизированным транспортом с базы в Толлсбери на востоке Англии.
23 июля USV Maxlimer вышел из порта Плимут. Затем он прошел 460 километров на юго-запад, нанеся на цифровую карту более тысячи квадратных километров континентального шельфа на глубине около километра, и вернулся в порт. Рельеф морского дна морской беспилотник изучал при помощи многолучевого эхолота.
Для управления судном использовалась спутниковая связь, а ориентация в пространстве определялась с помощью трех независимых спутников. Морской робот оснащен камерами, микрофонами, радаром и тепловизором, что помогает операторам визуально контролировать его в пространстве.
Длительность миссии в 22 дня обусловлена тихоходностью судна. Гибридный дизельно-электрический двигатель разгоняет Maxlimer только до 4 узлов (7,4 км/ч). Исполнительный директор и проектировщик SEA-KIT Бен Симпсон отметил эффективность используемой силовой установки, которая сэкономила в 4,5 раза больше топлива, чем планировалось в расчетах. Предполагаемый запас хода составил 22 тысячи километров или чуть более половины протяженности экватора.
Первоначально USV Maxlimer должен был совершить трансатлантический переход до берегов Америки. Однако пандемия коронавируса внесла коррективы в планы разработчиков.
Перспективы беспилотных судов
USV Maxlimer представляет собой компактное судно длиной 12 метров и шириной 2,2 метра. Конструированием автономного транспорта занималась судостроительная компания SEA-KIT International Ltd. Проект поддержала компания Hushcraft Ltd, разрабатывающая электродвигатели и высокоэффективные аккумуляторные батареи.
Изначально Maxlimer задумывался для участия в конкурсе Shell Ocean Discovery XPRIZE, который предлагал энтузиастам найти новые решения по автономному изучению и картографии морского дня. Британский проект занял в нем первое место.
В мае 2020 года разработчики продемонстрировали возможности морского беспилотника. В качестве эксперимента за 22 часа USV Maxlimer доставил через пролив Ла-Манш из Великобритании в Бельгию 5 килограмм моллюсков. А на обратный путь судно загрузили бельгийским пивом. Оба груза благополучно доставлены получателям. За процессом доставки следили представители министерства транспорта Великобритании и Европейского космического агентства.
«Это судно — почти как морской пикап. Оно прочное, легко подстраивается под условия, и у него огромный потенциал использования», — рассказывал о транспорте Симпсон.
Директор SEA-KIT International Джеймс Фаншоу сравнил пульт управления USV Maxlimer с капитанским мостиком в миниатюре.
«Оператор на станции, управляющий судном, видит все, что попадает в объектив камер с кормы судна. Видеопоток передается почти в режиме реального времени», — поделился он.
Если отключатся визуальные устройства и спутниковая связь, избежать столкновения с другими судами поможет автономная система управления.
Робосудно заинтересовало бизнес. Так, голландская компания Fugro, занимающаяся сбором и анализом геоданных, сообщила о заключении контракта на приобретение нескольких автономных судов USV Maxlimer.