Как составить персональный план развития карьеры? Пошаговый гайд - Академия Selectel
В панель

Как составить персональный план развития карьеры? Пошаговый гайд

Рассказываем, чем полезен план персонального развития для карьеры и как его составить самому.

Изображение записи

PDP, или персональный план развития, — инструмент, который помогает системно и экологично по отношению к себе двигаться к цели. В тексте рассказываем, чем он полезен для развития карьеры и как его составить самому.

Как выглядит PDP и кому он нужен?

План развития карьеры (personal development plan) — индивидуальный и реально существующий документ, в котором сформулированы и прописаны профессиональные цели, сроки их реализации, а еще метрики для отслеживания эффективности действий. Чтобы его составить, нужно проанализировать и оценить текущие навыки, составить стратегию и подобрать развивающие действия.

Пример оформления PDP в Trello. Автор: Евгения Ращупкина.

Все это немалый труд. Так что перед стартом убедитесь, что у вас есть силы и потребность в развитии. Помните: PDP — не волшебная таблетка. Он не поможет решить проблемы, связанные с «разбалансировкой»‎ организма или других сфер жизни. 

→ PDP будет полезен, если есть:

  • стремление развиваться и профессионально расти;
  • готовность выйти из зоны комфорта и пробовать новое;
  • запрос на самоанализ сильных и слабых сторон;
  • обратная связь от руководителя и коллег, которую хочется проработать.

→ PDP будет бесполезен, если вы:

  • не готовы к переменам в работе и жизни в целом;
  • стараетесь делать только то, что хорошо получается;
  • считаете, что рефлексия и анализ своих действий — трата времени;
  • уверены, что знаете о себе все.

Как составить план развития карьеры?

Процесс составления PDP можно разделить на пять базовых этапов.

Первый этап: анализ 

В основе карьерного плана — ваши компетенции и навыки, которые можно улучшить. Чтобы получить полную картину, советуем начать с анализа ситуации: разобраться, какие скиллы нужны на текущем месте работы или пригодятся в ближайшем будущем.

Какие данные и инструменты использовать:

→ результаты ревью, которое проводится в компании раз в год или полгода;

→ обратная связь 360 — самостоятельный сбор обратной связи от компетентных коллег (лучше через анонимную электронную форму);

→ SWOT-анализ — лаконичная саморефлексия, которая позволяет взглянуть на навыки с разных сторон: выделить сильные стороны, зоны развития, возможности и угрозы.

Второй этап: визуализация результатов

После сбора данных визуализируйте результаты. Это поможет увидеть картину в целом, а также установить измеримые цели.

В качестве инструмента советуем использовать колесо компетенций. Для этого выделите ключевые навыки, важные для вашей специальности. Например, для UX-специалиста необходимы прототипирование, работа с аналитикой и умение проводить пользовательские исследования, а для разработчика сайтов актуальны UI, визуальный дизайн и навыки HTML-разработки.

На старте составления PDP не стоит делить колесо на 10+ компетенций: выберите 6-8 ключевых, а после расширяйте зоны развития.

Также важно ввести шкалу с прозрачным делением, для удобства предлагаем от 1 до 10. После дайте «оценку»‎ каждому навыку, определите исходную точку и желаемую. Подумайте, за какое время вы могли бы «подтянуть»‎ нужные компетенции, но не переусердствуйте с планированием — важно, чтобы цели были реалистичными и ненасильственными по отношению к себе. 

Шкала оценки навыков и компетенций:

→ от 0 до 3 — новичок;

→ от 4 до 6 — есть опыт;

→ от 7 до 8 — сформированная компетенция;

→ от 9 до 10 — мастер.

Третий этап: выбор стратегии

Какие навыки прокачивать и в каком порядке, определяет стратегия. Можно подтянуть все до одного уровня — стать T-shaped специалистом. Можно — усилить только преимущества и развить навыки, которые уже находятся на высоком уровне. 

Иная стратегия — освоить компетенции для новой роли. Это актуально, если в ближайшем будущем хотите сменить деятельность или вырасти в смежной области.

Идеальное решение в выборе карьерной стратегии — поговорить с руководителем подразделения и спросить, какие задачи сейчас важны и критичны для команды. Другой вариант — посмотреть во внутренней документации стратегическую цель на ближайшие полгода и определить, какие компетенции нужны компании.

Елена Насыбуллина Методист образовательных курсов

Четвертый этап: выделение конкретных целей

Цели в PDP — это четко сформулированные векторы работы. Они должны:

→ быть по SMART (конкретными, достижимыми, измеримыми, актуальными и ограниченными по времени);

→ отвечать реальным потребностям человека (не навязанными начальником или средой);

→ содержать образ желаемого результата действий (отображать поведение, к которому стремитесь, через глаголы «знаю»‎, «понимаю»‎, «умею»);

→ не содержать запретов и отрицательных формулировок (цель «меньше времени сидеть в телефоне»‎ лучше изменить на «читать две научные статьи в неделю»‎).

Пятый этап: подбор развивающих действий

Развивающие действия — конкретные способы, с помощью которых будете двигаться к цели. Можно идти через инструкции — это источники знания (книги, курсы, семинары), через тренировки — практические задачи, где тренируется навык; через челленджи — краткосрочные активности, повышающие мотивацию.

Чтобы «собрать»‎ сбалансированные и работающие на цель действия, рекомендуем действовать по формуле:

→ 75% — работа с практическими задачами (например, написать кусок кода, настроить инфраструктуру в тестовой среде);

→ 15% — коммуникация с экспертами (с ментором или бадди, коллегами на работе или профессиональной конференции);

→ 10% — курсы и тренинги.

Интересный вариант развития навыка — реализация рабочего спецпроекта. Так в короткий срок пройдете весь процесс и изучите подводные камни, а в конце увидите вполне конкретный результат.

Елена Насыбуллина, методист образовательных программ Selectel

Как оценить качество PDP?

Оценить эффективность плана развития карьеры можно с помощью таблицы ниже. В ней — шесть ключевых критериев.

→ 45 баллов и выше — отличный результат;

→ от 30 до 44 баллов — рабочий PDP, но для достижения максимального результата нужны корректировки;

→ до 30 баллов — PDP стоит доработать.

Как оценить свой прогресс?

Метрики

Метрики эффективности сильно зависят от природы развиваемого навыка: одни компетенции можно освоить быстро (например, научиться работать в программе по графическому дизайну), а на обучение другим может уйти год или несколько (если нужно освоить иностранный язык).

Но и в том, и другом случае советуем использовать количественные показатели. Например, навык тайм-менеджмента можно измерить в количестве закрытых тикетов за рабочий спринт, а навык коммуникации с коллегами — в количестве смолл-токов перед деловыми встречами или во время обеденных перерывов. 

Спринты

Чтобы PDP был реально полезным инструментом (а не красивой табличкой в блокноте) и помогал двигаться к цели системно, предлагаем разбить процесс на трехнедельные спринты.

Три недели — срок, за который можно оценить работу и не зависнуть в процессах.

Если работа прошла гладко, похвалите себя, возьмите неделю на отдых и продолжайте прокачивать навык по плану. А если чувствуете, что выбрали неподходящие развивающие действия или неправильно определили нужную компетенцию — вернитесь на шаг назад и скорректируйте PDP.

Елена Насыбуллина Методист образовательных курсов

Форма

Внешний вид плана развития карьеры может быть любой. Главное, чтобы он был наглядным и удобным для вас. Можно использовать один из предложенных вариантов:

  • Notion;
  • Trello;
  • Google Sheet;
  • ежедневник;
  • Miro;
  • трекеры привычек.

Читайте также: