Как эффективно делиться  результатами своей работы? Гайд по самопрезентации

Привет! Меня зовут Александр Савельев. Я работаю в Selectel уже семь лет, за это время презентовал свои результаты и как подчиненный, и как руководитель. В гайде делюсь лайфхаками из практики и рассуждаю о пользе самопрезентации для профессионального роста.

Зачем рассказывать о достижениях?

Для обмена информацией

Так все будут в курсе, чем вы занимаетесь и по какому вопросу можно обратиться за помощью. У руководителя же будут реальные основания для принятия решений о вашем карьерном развитии.

Для баланса негатива и позитива

Плохое видно само по себе — ошибки случаются, и люди любят их обсуждать. А вот хорошим надо делиться: когда все идеально, создается ощущение, что так и должно быть.

Для собственного удовлетворения и мотивации

Когда понимаешь, как именно работа помогла команде и компании, отношение к тому, что делаешь, меняется. Осознание ценности придает сил и стимулирует желание не останавливаться на достигнутом.

Для постановки личных и профессиональных целей

Умение формулировать результат и делиться им помогает системно рефлексировать на тему проделанной работы и карьерных амбиций. Например, вовремя задавать себе вопросы о навыках — какие уже достаточно развиты, а какие стоит подтянуть.

О том, как правильно ставить карьерные цели и анализировать свои скиллы, рассказываем в полезном гайде о PDP — персональном плане развития карьеры.

Как говорить о результатах конструктивно и без хвастовства?

В детстве многим из нас твердили: «Хвастаться — нехорошо»‎. Это эхом отразилось на умении публично рассказывать о своих заслугах.

Но делиться и хвастаться рабочими достижениями — не одно и то же. Первый способ распространения знаний о работе опирается на конкретику: метрики, закрытые задачи, проведенные встречи, продажи. Второй зациклен на «я»‎-установке и транслирует, по сути, один месседж: «я супер-пупер классный специалист»‎. А вот почему и зачем об этом нужно знать остальным — не понятно.

Пример

Представим, что работаете в техподдержке, и сотрудники из других отделов компании плохо понимают, как устроена ваша работа. Им кажется, что вы справляетесь с задачами не слишком эффективно и мало помогаете клиентам.

Как конструктивно объяснить, что это не так?

  • Плохое решение — позиция «Я хвастаюсь»‎: 

«Я работаю в техподдержке уже 30 лет, за это время решал самые разные кейсы и общался с главными топами сферы. Поэтому лучше знаю, как нужно работать!»‎

  • Хорошее решение — позиция «Я делюсь»‎:  

«За 5 лет моей работы в компании оценка удовлетворенности клиентов выросла с 7 до 9. За это время я решил более 500 B2B-кейсов, благодаря мне и команде около 10 клиентов вырастили свои мощности у нас более, чем на 40%»‎. 

После советуем устроить ликбез и выступить с презентацией о том, как в компании устроена работа поддержки. Это поможет погрузить коллег в процессы, а еще — снизить уровень раздражения и ответить на самые популярные вопросы.

Как презентовать свою работу? Пошаговый гайд

Шаг первый: ставим цель

На старте ответьте на вопрос: «Что мне даст презентация работы?»‎ После подумайте о фокусе: какую главную идею ‎хотите донести коллегам и руководителю? На чем лучше сделать акцент? 

Пример

Вы планируете вырасти в должности: сейчас — рядовой специалист технической поддержки, в будущем хотите стать тимлидом. Понимаете, что для смены позиции нужно показать, что вы — хороший организатор, сможете наладить процессы в команде и взаимодействие с другими отделами, клиентами.

Что даст презентация работы? → Возможность показать руководителю и команде себя с нужной вам стороны.

Какая главная идея выступления? → Я не только опытный специалист техподдержки, но и инициативный организатор.

Что в таком случае стоит подсветить? → Навыки, важные для организации работы: встречи, переговоры, создание и распространение внутренней системы знаний, создание дорожных карт процессов и согласование их со всеми заинтересованными лицами.

Кроме того, умение видеть ситуацию в целом — показать, что можете решать не только точечно вопросы, как исполнитель, но и анализировать общую картину.

Шаг второй: выделяем пользу для компании

Сформулируйте, как ваша работа влияет на жизнь компании, чем ваш вклад реально полезен сейчас и чем будет полезен в будущем.

Продолжим разбор на примере прошлой задачи: вы планируете вырасти до тимлида и хотите зарекомендовать себя как организатора процессов. Чем этот вектор полезен компании? С помощью каких метрик это можно «пощупать»‎? 

Пример

Я решил сделать полезный гайд по процессам в команде для новичков. В чем ценность этого действия сейчас? → Переложу знания коллектива из голов на «бумагу»‎, все структурирую и наполню ценностью: полезными ссылками по работе продуктов, контактами ответственных лиц, мини-инструкциями по работе с ключевыми программами.

В чем ценность в будущем? → Тимлиду и команде не нужно будет тратить дополнительное время на обучение нового сотрудника — ответы на ключевые вопросы он найдет в документе сам. Кроме того, доступ к нему получат коллеги из других отделов. В итоге им будет понятнее, как мы работаем. Это снимет часть проблем в будущей коммуникации и тоже сэкономит время, силы команды.

Шаг третий: анализируем аудиторию

Во время подготовки учитывайте, кто будет читать или слушать ваш рассказ — коллеги по команде, тимлид или генеральный директор. Подумайте, что важно для вашей целевой аудитории и почему.

Что важно узнать коллеге по команде → что конкретно нужно для подготовки гайда для новичков, сколько времени займет интервью и выгрузка полезных материалов, за счет чего он выиграет от этого решения и в какой перспективе.

Что важно узнать тимлиду → сколько времени сотрудники потратят на эту задачу в ущерб другим, где гайд будет опубликован и как будет распространен к нему доступ, какой будет профит для команды и отдела в целом.

Что важно узнать директору отдела → почему есть запрос на создание внутренней системы знаний и как обмен информацией был реализован раньше, как сэкономленное с помощью гайда время сотрудников можно распределить более эффективно, почему стоит использовать эту практику в других командах отдела.

Шаг четвертый: выбираем форму для самопрезентации

Рассказать о результатах работы можно по-разному — например, сделать презентацию, написать отчет в Google-документе, выступить с устным докладом. 

Чтобы выбрать наилучшую форму, стоит отталкиваться от двух критериев: 

  • от запроса и привычек аудитории → например, для бизнеса понятен формат коротких питчей с цифрами на слайдах, а для коллег можно собрать релевантные референсы и описать предложение в рабочем чате.
  • целесообразности траты ресурсов → например, время на подготовку дизайна и сбор контента, выгрузка и анализ отчетов в условиях высокой загрузки по текущим задачам.

Шаг пятый: тестируем на «понятность»‎ 

На этом этапе пригодится помощь друзей, семьи или неангажированных коллег — нужно протестировать собранные и оформленные результаты. Отправьте их на проверку и спросите:

  • Удалось ли точно декодировать основную идею вашего рассказа?
  • Все ли показалось понятным и логичным?
  • Какой образ о вас как о сотруднике сложился?
  • Что стоит улучшить и почему?

Еще четыре совета для эффективной самопрезентации

  • Не бойтесь рассказывать о факапах. Важно не то, что они у вас были (ошибки совершают все — это нормально), а то, как их переосмыслили и что сделали для устранения.
  • Для подготовки отчетов за длительный период (месяц, квартал или год) не перечисляйте все достижения — будьте лаконичны и сосредоточьтесь на основных векторах развития. Во время короткой самопрезентации (daily или weekly) рассказывайте так, чтобы информация была понятна всем коллегам — не только руководителю.
  • Если сложно сформулировать ценность того, что делаете на рабочем месте, подумаете, зачем вы это делаете (проверочный вопрос: чтобы что?) и для кого (для какой аудитории?). Другой вариант — попросить помощи: у коллег, HR-отдела или психолога. Последний специалист поможет разобраться с внутренними сомнениями и тревожащим синдромом самозванца. 
  • Если вы руководитель, который слушает и читает отчеты сотрудников, давайте понятные ориентиры: проговариваете, какие смысловые блоки и метрики хотите увидеть, а еще — почему они нужны в таком виде и что команда может сделать с этими данными в будущем. Если вы сотрудник, совет работает в обратную сторону: спросите у тимлида, что конкретно ему нужно в отчете и для каких задач.

Что еще почитать по теме

Алена Стаценко 18 августа 2022

Как не попасть в ловушку ненужного обучения?

Рассказываем, как с помощью двух простых инструментов выбрать реально полезное обучение и пройти его до конца.
Алена Стаценко 18 августа 2022

«Я учился быстрее, потому что самостоятельно исправлял ошибки»: истории сотрудников о ротации и советы из опыта

Как вырасти внутри компании, попробовать себя в новом деле и узнать больше о внутренних процессах? Собрали три истории и советы из личного опыта сотрудников Selectel.

Радикальная искренность в команде: как найти баланс между дружбой и требовательностью

Радикальная искренность — набор принципов, которые учат команду грамотной коммуникации и здоровому отношению к критике. Рассказываем, как применить их на практике.

Новое в блоге

Михаил Фомин 24 июня 2022

Docker Swarm VS Kubernetes — как бизнес выбирает оркестраторы

Рассказываем, для каких задач бизнесу больше подойдет Docker Swarm, а когда следует выбрать Kubernetes.
Михаил Фомин 24 июня 2022
Владимир Туров 5 октября 2022

DBaaS: что такое облачные базы данных

Рассказываем о сервисе управляемых баз данных в облаке и объясняем, как разделяется ответственность за работу кластеров БД между провайдером и клиентом.
Владимир Туров 5 октября 2022
Ульяна Малышева 30 сентября 2022

«Нулевой» локальный диск. Как мы запустили облако только с сетевыми дисками и приручили Ceph

Чем хороши сетевые диски и почему именно Ceph, рассказал директор по развитию ядра облачной платформы Иван Романько.
Ульяна Малышева 30 сентября 2022
Валентин Тимофеев 30 сентября 2022

Как проходит онбординг сотрудников ИТО? Что нужно, чтобы выйти на смену в дата-центр

Рассказываем, как обучаем новых сотрудников, какие задачи и испытания проходят инженеры прежде, чем выйти на свою первую смену.
Валентин Тимофеев 30 сентября 2022