Как эффективно делиться  результатами своей работы? Гайд по самопрезентации

Привет! Меня зовут Александр Савельев. Я работаю в Selectel уже семь лет, за это время презентовал свои результаты и как подчиненный, и как руководитель. В гайде делюсь лайфхаками из практики и рассуждаю о пользе самопрезентации для профессионального роста.

Зачем рассказывать о достижениях?

Для обмена информацией

Так все будут в курсе, чем вы занимаетесь и по какому вопросу можно обратиться за помощью. У руководителя же будут реальные основания для принятия решений о вашем карьерном развитии.

Для баланса негатива и позитива

Плохое видно само по себе — ошибки случаются, и люди любят их обсуждать. А вот хорошим надо делиться: когда все идеально, создается ощущение, что так и должно быть.

Для собственного удовлетворения и мотивации

Когда понимаешь, как именно работа помогла команде и компании, отношение к тому, что делаешь, меняется. Осознание ценности придает сил и стимулирует желание не останавливаться на достигнутом.

Для постановки личных и профессиональных целей

Умение формулировать результат и делиться им помогает системно рефлексировать на тему проделанной работы и карьерных амбиций. Например, вовремя задавать себе вопросы о навыках — какие уже достаточно развиты, а какие стоит подтянуть.

О том, как правильно ставить карьерные цели и анализировать свои скиллы, рассказываем в полезном гайде о PDP — персональном плане развития карьеры.

Как говорить о результатах конструктивно и без хвастовства?

В детстве многим из нас твердили: «Хвастаться — нехорошо»‎. Это эхом отразилось на умении публично рассказывать о своих заслугах.

Но делиться и хвастаться рабочими достижениями — не одно и то же. Первый способ распространения знаний о работе опирается на конкретику: метрики, закрытые задачи, проведенные встречи, продажи. Второй зациклен на «я»‎-установке и транслирует, по сути, один месседж: «я супер-пупер классный специалист»‎. А вот почему и зачем об этом нужно знать остальным — не понятно.

Пример

Представим, что работаете в техподдержке, и сотрудники из других отделов компании плохо понимают, как устроена ваша работа. Им кажется, что вы справляетесь с задачами не слишком эффективно и мало помогаете клиентам.

Как конструктивно объяснить, что это не так?

  • Плохое решение — позиция «Я хвастаюсь»‎: 

«Я работаю в техподдержке уже 30 лет, за это время решал самые разные кейсы и общался с главными топами сферы. Поэтому лучше знаю, как нужно работать!»‎

  • Хорошее решение — позиция «Я делюсь»‎:  

«За 5 лет моей работы в компании оценка удовлетворенности клиентов выросла с 7 до 9. За это время я решил более 500 B2B-кейсов, благодаря мне и команде около 10 клиентов вырастили свои мощности у нас более, чем на 40%»‎. 

После советуем устроить ликбез и выступить с презентацией о том, как в компании устроена работа поддержки. Это поможет погрузить коллег в процессы, а еще — снизить уровень раздражения и ответить на самые популярные вопросы.

Как презентовать свою работу? Пошаговый гайд

Шаг первый: ставим цель

На старте ответьте на вопрос: «Что мне даст презентация работы?»‎ После подумайте о фокусе: какую главную идею ‎хотите донести коллегам и руководителю? На чем лучше сделать акцент? 

Пример

Вы планируете вырасти в должности: сейчас — рядовой специалист технической поддержки, в будущем хотите стать тимлидом. Понимаете, что для смены позиции нужно показать, что вы — хороший организатор, сможете наладить процессы в команде и взаимодействие с другими отделами, клиентами.

Что даст презентация работы? → Возможность показать руководителю и команде себя с нужной вам стороны.

Какая главная идея выступления? → Я не только опытный специалист техподдержки, но и инициативный организатор.

Что в таком случае стоит подсветить? → Навыки, важные для организации работы: встречи, переговоры, создание и распространение внутренней системы знаний, создание дорожных карт процессов и согласование их со всеми заинтересованными лицами.

Кроме того, умение видеть ситуацию в целом — показать, что можете решать не только точечно вопросы, как исполнитель, но и анализировать общую картину.

Шаг второй: выделяем пользу для компании

Сформулируйте, как ваша работа влияет на жизнь компании, чем ваш вклад реально полезен сейчас и чем будет полезен в будущем.

Продолжим разбор на примере прошлой задачи: вы планируете вырасти до тимлида и хотите зарекомендовать себя как организатора процессов. Чем этот вектор полезен компании? С помощью каких метрик это можно «пощупать»‎? 

Пример

Я решил сделать полезный гайд по процессам в команде для новичков. В чем ценность этого действия сейчас? → Переложу знания коллектива из голов на «бумагу»‎, все структурирую и наполню ценностью: полезными ссылками по работе продуктов, контактами ответственных лиц, мини-инструкциями по работе с ключевыми программами.

В чем ценность в будущем? → Тимлиду и команде не нужно будет тратить дополнительное время на обучение нового сотрудника — ответы на ключевые вопросы он найдет в документе сам. Кроме того, доступ к нему получат коллеги из других отделов. В итоге им будет понятнее, как мы работаем. Это снимет часть проблем в будущей коммуникации и тоже сэкономит время, силы команды.

Шаг третий: анализируем аудиторию

Во время подготовки учитывайте, кто будет читать или слушать ваш рассказ — коллеги по команде, тимлид или генеральный директор. Подумайте, что важно для вашей целевой аудитории и почему.

Что важно узнать коллеге по команде → что конкретно нужно для подготовки гайда для новичков, сколько времени займет интервью и выгрузка полезных материалов, за счет чего он выиграет от этого решения и в какой перспективе.

Что важно узнать тимлиду → сколько времени сотрудники потратят на эту задачу в ущерб другим, где гайд будет опубликован и как будет распространен к нему доступ, какой будет профит для команды и отдела в целом.

Что важно узнать директору отдела → почему есть запрос на создание внутренней системы знаний и как обмен информацией был реализован раньше, как сэкономленное с помощью гайда время сотрудников можно распределить более эффективно, почему стоит использовать эту практику в других командах отдела.

Шаг четвертый: выбираем форму для самопрезентации

Рассказать о результатах работы можно по-разному — например, сделать презентацию, написать отчет в Google-документе, выступить с устным докладом. 

Чтобы выбрать наилучшую форму, стоит отталкиваться от двух критериев: 

  • от запроса и привычек аудитории → например, для бизнеса понятен формат коротких питчей с цифрами на слайдах, а для коллег можно собрать релевантные референсы и описать предложение в рабочем чате.
  • целесообразности траты ресурсов → например, время на подготовку дизайна и сбор контента, выгрузка и анализ отчетов в условиях высокой загрузки по текущим задачам.

Шаг пятый: тестируем на «понятность»‎ 

На этом этапе пригодится помощь друзей, семьи или неангажированных коллег — нужно протестировать собранные и оформленные результаты. Отправьте их на проверку и спросите:

  • Удалось ли точно декодировать основную идею вашего рассказа?
  • Все ли показалось понятным и логичным?
  • Какой образ о вас как о сотруднике сложился?
  • Что стоит улучшить и почему?

Еще четыре совета для эффективной самопрезентации

  • Не бойтесь рассказывать о факапах. Важно не то, что они у вас были (ошибки совершают все — это нормально), а то, как их переосмыслили и что сделали для устранения.
  • Для подготовки отчетов за длительный период (месяц, квартал или год) не перечисляйте все достижения — будьте лаконичны и сосредоточьтесь на основных векторах развития. Во время короткой самопрезентации (daily или weekly) рассказывайте так, чтобы информация была понятна всем коллегам — не только руководителю.
  • Если сложно сформулировать ценность того, что делаете на рабочем месте, подумаете, зачем вы это делаете (проверочный вопрос: чтобы что?) и для кого (для какой аудитории?). Другой вариант — попросить помощи: у коллег, HR-отдела или психолога. Последний специалист поможет разобраться с внутренними сомнениями и тревожащим синдромом самозванца. 
  • Если вы руководитель, который слушает и читает отчеты сотрудников, давайте понятные ориентиры: проговариваете, какие смысловые блоки и метрики хотите увидеть, а еще — почему они нужны в таком виде и что команда может сделать с этими данными в будущем. Если вы сотрудник, совет работает в обратную сторону: спросите у тимлида, что конкретно ему нужно в отчете и для каких задач.

Что еще почитать по теме

«Я тут печеньки раскладываю, но еще и дизайнер»‎: 3 истории ротации и советы из личного опыта

Как совершить ротацию с пользой для карьеры? Собрали три истории успешного карьерного перехода разных специалистов, а еще — их рекомендации из практики.
T-Rex 7 апреля 2022

Какие навыки и профессии будут востребованы в будущем? 6 идей и направлений

Стратег по построению социального рейтинга, облачный блогер, экскурсовод по космическим маршрутам и не только.
T-Rex 7 апреля 2022
Дарья Маташина 19 февраля 2022

Как составить персональный план развития карьеры? Пошаговый гайд

Рассказываем, чем полезен план персонального развития для карьеры и как его составить самому.
Дарья Маташина 19 февраля 2022

Новое в блоге

Сравнение способов организации мультиклауд-решений

Рассказываем о типах мультиклауд-решений и схемах подключения к зарубежным облакам

Готовые кластеры Kubernetes: легкий старт, автоматизация и другие преимущества перед self-hosted

Рассказываем, чем отличается Managed Kubernetes от самостоятельного развертывания инфраструктуры. Объясняем, кому подойдет решение.
T-Rex 18 мая 2022

Что такое терминальный сервер и зачем он нужен

Разбираемся, что такое терминальный сервер, чем он похож на VDI и как подобрать сервер под роль терминала.
T-Rex 18 мая 2022