Как продвигать мультирегиональный сайт в поисковой выдаче
Как работает региональное продвижение? Рассказываем, на что обратить внимание, чтобы поисковики показывали ваш сайт в разных регионах или странах.

Что учесть для продвижения. Понятия «мультирегиональность» и «мультиязычность»
Бизнес может расти и расширяться сразу в нескольких направлениях. Например, у компании могут появиться новые товары и услуги или она расширяет рынок — выходит в другие города и страны. В любом из перечисленных случаев нужна модернизация сайта, чтобы он смог соответствовать новым условиям.
С расширением ассортимента схема ясна: вы просто добавляете товар в каталог или услугу в меню. Но как быть, если компания выходит на новый рынок? Тогда ей понадобится мультирегиональный или мультиязычный сайт.
Для начала разберемся в понятиях «мультирегиональность» и «мультиязычность», чтобы четко понимать разницу между ними.
Мультирегиональность — свойство сайта, при котором он показывается в поисковой выдаче в разных городах и странах.
Мультиязычность — когда сайт отображает информацию более, чем на одном языке.
Мультирегиональные сайты могут охватывать больше запросов за счет языковых версий. Например, для продвижения в России и Эмиратах сайт должен быть доступен минимум на двух языках: русском и английском.
Или другой пример: сайт в Канаде может одновременно использовать как английский, так и французский языки. Такой подход существенно увеличивает количество потенциальных клиентов, так как становится доступным для жителей Квебека, и выделяет среди конкурентов своей мультиязычностью.
Выбор поисковика
После разбора понятий «мультиязычности» и «мультирегиональности» можно приступать к выбору поисковой системы, в которой вы планируете продвигать сайт. А именно, Яндекс или Google, если речь идет о России.
Чаще всего одинаково результативное продвижение сразу в двух местах невозможно. Когда вы улучшаете позиции и начинаете соответствовать метрикам оценивания в одном поисковике, появляются риски просадки трафика во втором.
Выбор поисковой системы от разных факторов:
- Яндекс хорошо работает с локальными бизнесами. Выбирайте его, если ваша сфера связана с услугами типа beauty, ремонта, доставкой, приготовлением еды и т.п. То есть такими направлениями, где для клиента важно ближайшее расположение и доступность;
- если расширение планируется только на российский регион, то легче будет работать опять же с Яндексом. Он лучше работает с русским языком и по статистике популярнее Google;
- для новых языковых версий и новых стран (даже СНГ) предпочтительнее Google, так как он считается международным и выигрывает по количеству пользователей за пределами России;
- для сложных технических продуктов также лучше рассматривать Google, так как он исторически лучше обрабатывает код, алгоритмы и все, что связано с ИТ.
Если этих советов недостаточно, можно воспользоваться беспроигрышным вариантом. Посмотрите на ваш сайт, если он есть, и его позиции в обоих поисковиках. Выберите тот, где позиции лучше.
Что выбрать: поддомены или подпапки
При расширении бизнеса и выходе на новые рынки для продвижения сайта предстоит выбрать из двух вариантов: реализовать подпапки (подкаталоги, как называет их Google) или же поддомены.
Главное различие между поддоменами и подпапками в том, что первые считаются автономными сайтами и отличаются от основного домена. А подпапка или подкаталог — это часть структуры сайта, связанная с доменом.


При выборе можно опираться на поисковую систему. Яндекс более восприимчив к поддоменам, а Google хорошо взаимодействует с папками. Но это не значит, что если вы сделаете, например поддомены для Google или подпапки для Яндекса, то сайт не будет отображаться в другой поисковой выдаче по запросам.
У обоих решений есть и другие особенности, которые нужно учесть при выборе. Давайте рассмотрим их подробнее.
Для поддоменов удобно использовать серверы, находящиеся в разных геолокациях. Например, в Германии можно хранить информацию на немецком языке, а в России — на русском. Таким образом, помимо преимущества от локальных серверов, будет соблюдаться законодательство о хранении информации на территории страны.
Тестировать новые решения и плагины тоже проще на поддомене, который имеет тот же каталог, URL-адреса и структуру, что и основной сайт. В это время основной веб-ресурс будет работать в обычном режиме без изменений.
Папки позволяют хранить всю информацию на одном сервере, достаточно простые в реализации и предпочтительнее для Google. С точки зрения SEO сайт с подпапками оценивается как единый элемент. Следовательно, авторитетность каждой страницы и наличие внешних ссылок усилят сайт в целом. Для Google это достаточно важная метрика.
Полезно знать: в плане технической реализации Google рекомендует использовать атрибуты hreflang для языковых версий сайта. Подробнее почитать про разницу реализации и рекомендации от поисковика для каждой из них можно здесь.
Еще один параметр, который поможет с выбором — анализ конкурентов в поисковой выдаче. Проверьте, что используют другие похожие компании. Как правило, для каждой сферы бизнеса с первых страниц становится понятен спрос на папки или поддомены.
Работа с геозависимыми и геонезависимыми запросами: как в них разобраться
По гео-характеристике запросы бывают двух видов: зависимые и независимые.
Геозависимые запросы напрямую связаны с местоположением. У геонезависимых отображается одинаковая поисковая выдача везде. Чтобы лучше разобраться с понятиями, давайте разберем виды запросов.
Например, вы находитесь в Санкт-Петербурге и вводите в Google слово «парикмахерская». На первых строчках поисковика отобразятся заведения, которые расположены ближе всего к месту, откуда был введен запрос.

Если такой же запрос ввести в Москве, то выдача сформируется в соответствии с московским местоположением.
А вот москвичу, срочно захотевшему записаться в любимую парикмахерскую у дома из Петербурга, помогут геонезависимые запросы. Чтобы их применить, нужно ввести в поисковую строку запрос «парикмахерская» с конкретным указанием региона.

Окей, с парикмахерскими разобрались. А что насчет информационных запросов типа: «Что это?», «Как сделать?» и других?
Тут все намного проще: все информационные запросы в том или ином виде являются геонезависимыми, так как ваше местоположение не влияет на факты.
Продвигать сайт можно как по геонезависимым, так и по геозависимым запросам. Давайте рассмотрим стратегии оптимизации с разными ключевыми словами.
Как работать с геозависимыми запросами
Геозависимые запросы могут делиться на два вида: с явной коммерческой составляющей и неопределенной.
Если использовать слова-маяки: «купить», «заказать», «арендовать», «цена», «стоимость» и прочие, то запрос будет явно коммерческим, так как связан с совершением действия. Для работы с таким типом ключевых слов используйте схему: «название товара, услуги + слово-маяк» на коммерческой странице. Важно узнать частотность по таким запросам для каждого конкретного региона, чтобы иметь представления о спросе.
Если же запрос включает в себя только название, например, «парикмахерская», «красная юбка», «iPhone» и так далее, то сложно сразу определить, какая потребность у человека, интересующегося этим. В этом случае необходим анализ поисковой выдачи по каждому конкретному запросу в нужном регионе, чтобы оценить шансы попадания в ТОП с коммерческой страницей.
Как работать с геонезависимыми запросами
Если говорить об информационных запросах, то для продвижения по ним необходимо писать статьи в блоге с ключевыми словами и «цепляющими» заголовками. Например, запросы типа «ТОП …+ год» вызывают любопытство и часто имеют высокую частотность. Это значит, что большое количество пользователей будет переходить в блог по вашей ссылке из выдачи.

Введя «коммерческий запрос + регион» в поисковой строке, вы сможете сразу оценить конкурентов, сравнить свой сайт и товар, услугу с их. В зависимости от характеристик, найденных на других сайтов, можно постараться улучшить свои. Такие несложные манипуляции помогут выделиться и получить больше онлайн-пользователей.
Употребление названия региона
Для регионального продвижения можно создать отдельные страницы на сайте по запросам: «название товара, услуги + регион». Важно перед реализацией проверить, чтобы их частотность не была нулевой.

Пример страницы сайта Selectel под региональный запрос.
Если пока недостаточно ресурсов для создания целой страницы, можно добавить различные элементы с упоминанием конкретного региона. Например, карту с точками присутствия:

Следующий шаг — реализовать заголовок и мета-теги с употреблением нужного региона.
Как конкурировать с Москвой
Чаще всего сайты товаров или услуг, которые изначально созданы для столицы, показываются в поисковой выдаче и в регионах. Так происходит из-за недостатка предложения в регионах по мнению поисковых систем.
Чтобы конкурировать с Москвой, нужно создавать полезный контент для пользователя, делать упор именно на локальное присутствие в том или ином регионе. Важно указывать на товарном сайте, что есть в наличии.

Выигрышно указывать короткие сроки доставки, активно раскрывать все ваши преимущества перед Москвой. Например, хорошая цена, локальное производство, страница с контактами и адресом. В целом, основная идея в максимальном закрытии потребности пользователя как для него самого, так и для высшей оценки поисковиком.
Регистрация в каталогах поисковиков
Важный шаг, который ускорит появление сайта в поисковой выдаче нового региона — регистрация бизнеса в каталогах поисковиков, таких как Яндекс.Бизнес и Google Мой Бизнес. Там вы сможете указать необходимую информацию о компании, в том числе адрес. Функциональность каталогов также позволяет отслеживать отзывы отдельно по каждому филиалу, региону, подтверждать актуальность информации. Это важно для увеличения кликов на сниппет в поисковой выдаче.
Сниппет — это фрагмент страницы сайта с заголовком, который выводится на поисковой выдаче.

После добавления нового адреса в Яндекс.Бизнес, в вебмастере должна появиться информация по новому региону. Чтобы проследить ее, необходимо перейти во вкладку «Региональность» Яндекс Вебмастера.

Если вы в Яндекс Бизнесе сделали все правильно, информация о новых точках отобразится в вебмастере. При необходимости ее можно будет изменить дополнить.

С Google немного проще. С 2019 года в Google Search Console нет возможности задать таргетинг. Это значит, что вам нужно просто добавить информацию о новом регионе в сервис «Google Мой Бизнес». По механике все действия схожи с добавлением адресов на карты, поэтому останавливаться на этом не будем — подробнее почитать можно в справке.
Как мы в Selectel работаем с региональностью
В Selectel для регионального продвижения мы комбинируем все способы: создаем страницы для отдельных регионов, работаем с коммерческими геозависимыми и геонезависимыми запросами, которые размещаем как на страницах, так и в мета-тегах. Активно привлекаем информационный трафик с помощью статей в блоге с перелинковкой на продуктовые страницы. Это помогает нам продвигаться по разным регионам в России.
Для каждого офиса и региона мы создаем в сервисах «Яндекс.Бизнес» и «Google Мой Бизнес», указываем время работы, контактную информацию и адрес, а также добавляем фотографии. Проставляем точки присутствия на картах Яндекса и Гугла и в популярных навигационных приложениях.
