Как продвигать мультирегиональный сайт в поисковой выдаче

Как продвигать мультирегиональный сайт в поисковой выдаче

Марина Киреева
Марина Киреева SEO-специалист
15 мая 2025

Как работает региональное продвижение? Рассказываем, на что обратить внимание, чтобы поисковики показывали ваш сайт в разных регионах или странах.

Изображение записи

Что учесть для продвижения. Понятия «мультирегиональность» и «мультиязычность»

Бизнес может расти и расширяться сразу в нескольких направлениях. Например, у компании могут появиться новые товары и услуги или она расширяет рынок — выходит в другие города и страны. В любом из перечисленных случаев нужна модернизация сайта, чтобы он смог соответствовать новым условиям.

С расширением ассортимента схема ясна: вы просто добавляете товар в каталог или услугу в меню. Но как быть, если компания выходит на новый рынок? Тогда ей понадобится мультирегиональный или мультиязычный сайт. 

Для начала разберемся в понятиях «мультирегиональность» и «мультиязычность», чтобы четко понимать разницу между ними.

Мультирегиональность — свойство сайта, при котором он показывается в поисковой выдаче в разных городах и странах.

Мультиязычность — когда сайт отображает информацию более, чем на одном языке.

Мультирегиональные сайты могут охватывать больше запросов за счет языковых версий. Например, для продвижения в России и Эмиратах сайт должен быть доступен минимум на двух языках: русском и английском.

Или другой пример: сайт в Канаде может одновременно использовать как английский, так и французский языки. Такой подход существенно увеличивает количество потенциальных клиентов, так как становится доступным для жителей Квебека, и выделяет среди конкурентов своей мультиязычностью.

После разбора понятий «мультиязычности» и «мультирегиональности» можно приступать к выбору поисковой системы, в которой вы планируете продвигать сайт. А именно, Яндекс или Google, если речь идет о России.

Чаще всего одинаково результативное продвижение сразу в двух местах невозможно. Когда вы улучшаете позиции и начинаете соответствовать метрикам оценивания в одном поисковике, появляются риски просадки трафика во втором.

Выбор поисковой системы от разных факторов:

  • Яндекс хорошо работает с локальными бизнесами. Выбирайте его, если ваша сфера связана с услугами типа beauty, ремонта, доставкой, приготовлением еды и т.п. То есть такими направлениями, где для клиента важно ближайшее расположение и доступность;
  • если расширение планируется только на российский регион, то легче будет работать опять же с Яндексом. Он лучше работает с русским языком и по статистике популярнее Google;
  • для новых языковых версий и новых стран (даже СНГ) предпочтительнее Google, так как он считается международным и выигрывает по количеству пользователей за пределами России; 
  • для сложных технических продуктов также лучше рассматривать Google, так как он исторически лучше обрабатывает код, алгоритмы и все, что связано с ИТ.

Если этих советов недостаточно, можно воспользоваться беспроигрышным вариантом. Посмотрите на ваш сайт, если он есть, и его позиции в обоих поисковиках. Выберите тот, где позиции лучше.

Что выбрать: поддомены или подпапки

При расширении бизнеса и выходе на новые рынки для продвижения сайта предстоит выбрать из двух вариантов: реализовать подпапки (подкаталоги, как называет их Google) или же поддомены. 

Главное различие между поддоменами и подпапками в том, что первые считаются автономными сайтами и отличаются от основного домена. А подпапка или подкаталог — это часть структуры сайта, связанная с доменом.

Пример поддомена — Ozon.
Пример поддомена первого уровня.

Пример подпапки Windows.
Пример подпапки.

При выборе можно опираться на поисковую систему. Яндекс более восприимчив к поддоменам, а Google хорошо взаимодействует с папками. Но это не значит, что если вы сделаете, например поддомены для Google или подпапки для Яндекса, то сайт не будет отображаться в другой поисковой выдаче по запросам.

У обоих решений есть и другие особенности, которые нужно учесть при выборе. Давайте рассмотрим их подробнее. 

Для поддоменов удобно использовать серверы, находящиеся в разных геолокациях. Например, в Германии можно хранить информацию на немецком языке, а в России — на русском. Таким образом, помимо преимущества от локальных серверов, будет соблюдаться законодательство о хранении информации на территории страны. 

Тестировать новые решения и плагины тоже проще на поддомене, который имеет тот же каталог, URL-адреса и структуру, что и основной сайт. В это время основной веб-ресурс будет работать в обычном режиме без изменений.

Папки позволяют хранить всю информацию на одном сервере, достаточно простые в реализации и предпочтительнее для Google. С точки зрения SEO сайт с подпапками оценивается как единый элемент. Следовательно, авторитетность каждой страницы и наличие внешних ссылок усилят сайт в целом. Для Google это достаточно важная метрика.

Полезно знать: в плане технической реализации Google рекомендует использовать атрибуты hreflang для языковых версий сайта. Подробнее почитать про разницу реализации и рекомендации от поисковика для каждой из них можно здесь.

Еще один параметр, который поможет с выбором — анализ конкурентов в поисковой выдаче. Проверьте, что используют другие похожие компании. Как правило, для каждой сферы бизнеса с первых страниц становится понятен спрос на папки или поддомены. 

Работа с геозависимыми и геонезависимыми запросами: как в них разобраться

По гео-характеристике запросы бывают двух видов: зависимые и независимые.

Геозависимые запросы напрямую связаны с местоположением. У геонезависимых отображается одинаковая поисковая выдача везде. Чтобы лучше разобраться с понятиями, давайте разберем виды запросов.

Например, вы находитесь в Санкт-Петербурге и вводите в Google слово «парикмахерская». На первых строчках поисковика отобразятся заведения, которые расположены ближе всего к месту, откуда был введен запрос.

По запросу появились парикмахерские.

Если такой же запрос ввести в Москве, то выдача сформируется в соответствии с московским местоположением.  

А вот москвичу, срочно захотевшему записаться в любимую парикмахерскую у дома из Петербурга, помогут геонезависимые запросы. Чтобы их применить, нужно ввести в поисковую строку запрос «парикмахерская» с конкретным указанием региона.

Появились парикмахерские в Москве.

Окей, с парикмахерскими разобрались. А что насчет информационных запросов типа: «Что это?», «Как сделать?» и других?

Тут все намного проще: все информационные запросы в том или ином виде являются геонезависимыми, так как ваше местоположение не влияет на факты.

Продвигать сайт можно как по геонезависимым, так и по геозависимым запросам. Давайте рассмотрим стратегии оптимизации с разными ключевыми словами.

Как работать с геозависимыми запросами

Геозависимые запросы могут делиться на два вида: с явной коммерческой составляющей и неопределенной.

Если использовать слова-маяки: «купить», «заказать», «арендовать», «цена», «стоимость» и прочие, то запрос будет явно коммерческим, так как связан с совершением действия. Для работы с таким типом ключевых слов используйте схему: «название товара, услуги + слово-маяк» на коммерческой странице. Важно узнать частотность по таким запросам для каждого конкретного региона, чтобы иметь представления о спросе.

Если же запрос включает в себя только название, например, «парикмахерская», «красная юбка», «iPhone» и так далее, то сложно сразу определить, какая потребность у человека, интересующегося этим. В этом случае необходим анализ поисковой выдачи по каждому конкретному запросу в нужном регионе, чтобы оценить шансы попадания в ТОП с коммерческой страницей.

Как работать с геонезависимыми запросами

Если говорить об информационных запросах, то для продвижения по ним необходимо писать статьи в блоге с ключевыми словами и «цепляющими» заголовками. Например, запросы типа «ТОП …+ год» вызывают любопытство и часто имеют высокую частотность. Это значит, что большое количество пользователей будет переходить в блог по вашей ссылке из выдачи.

Топ выдачи Google по запросу «топ видеокарт 2025».
Пример магазинов, выпустивших статьи с подборками видеокарт.

Введя «коммерческий запрос + регион» в поисковой строке, вы сможете сразу оценить конкурентов, сравнить свой сайт и товар, услугу с их. В зависимости от характеристик, найденных на других сайтов, можно постараться улучшить свои. Такие несложные манипуляции помогут выделиться и получить больше онлайн-пользователей.

Употребление названия региона

Для регионального продвижения можно создать отдельные страницы на сайте по запросам: «название товара, услуги + регион». Важно перед реализацией проверить, чтобы их частотность не была нулевой.

Страница Selectel — аренда выделенного сервера в Новосибирске.

Пример страницы сайта Selectel под региональный запрос.

Если пока недостаточно ресурсов для создания целой страницы, можно добавить различные элементы с упоминанием конкретного региона. Например, карту с точками присутствия: 

Контакты Selectel в Москве и Санкт-Петербурге.

Следующий шаг — реализовать заголовок и мета-теги с употреблением нужного региона.

Как конкурировать с Москвой

Чаще всего сайты товаров или услуг, которые изначально созданы для столицы, показываются в поисковой выдаче и в регионах. Так происходит из-за недостатка предложения в регионах по мнению поисковых систем.

Чтобы конкурировать с Москвой, нужно создавать полезный контент для пользователя, делать упор именно на локальное присутствие в том или ином регионе. Важно указывать на товарном сайте, что есть в наличии.

Наличие серверов Selectel.
Пример, как можно подсветить наличие товара.

Выигрышно указывать короткие сроки доставки, активно раскрывать все ваши преимущества перед Москвой. Например, хорошая цена, локальное производство, страница с контактами и адресом. В целом, основная идея в максимальном закрытии потребности пользователя как для него самого, так и для высшей оценки поисковиком. 

Регистрация в каталогах поисковиков

Важный шаг, который ускорит появление сайта в поисковой выдаче нового региона —  регистрация бизнеса в каталогах поисковиков, таких как Яндекс.Бизнес и Google Мой Бизнес. Там вы сможете указать необходимую информацию о компании, в том числе адрес. Функциональность каталогов также позволяет отслеживать отзывы отдельно по каждому филиалу, региону, подтверждать актуальность информации. Это важно для увеличения кликов на сниппет в поисковой выдаче.

Сниппет — это фрагмент страницы сайта с заголовком, который выводится на поисковой выдаче.

Сниппет Selectel.
Пример сниппета с рейтингом компании.

После добавления нового адреса в Яндекс.Бизнес, в вебмастере должна появиться информация по новому региону. Чтобы проследить ее, необходимо перейти во вкладку «Региональность» Яндекс Вебмастера.

Вебмастер. Скриншот из админки.
Путь ко вкладке в Яндекс Вебмастере.

Если вы в Яндекс Бизнесе сделали все правильно, информация о новых точках отобразится в вебмастере. При необходимости ее можно будет изменить дополнить. 

Страница Яндекса, где можно изменить информацию.

С Google немного проще. С 2019 года в Google Search Console нет возможности задать таргетинг. Это значит, что вам нужно просто добавить информацию о новом регионе в сервис «Google Мой Бизнес». По механике все действия схожи с добавлением адресов на карты, поэтому останавливаться на этом не будем — подробнее почитать можно в справке.

Как мы в Selectel работаем с региональностью

В Selectel для регионального продвижения мы комбинируем все способы: создаем страницы для отдельных регионов, работаем с коммерческими геозависимыми и геонезависимыми запросами, которые размещаем как на страницах, так и в мета-тегах. Активно привлекаем информационный трафик с помощью статей в блоге с перелинковкой на продуктовые страницы. Это помогает нам продвигаться по разным регионам в России. 

Для каждого офиса и региона мы создаем в сервисах «Яндекс.Бизнес» и «Google Мой Бизнес», указываем время работы, контактную информацию и адрес, а также добавляем фотографии. Проставляем точки присутствия на картах Яндекса и Гугла и в популярных навигационных приложениях.

Информация о Selectel на Яндекс картах.
Отображение адресов компании в сервисе Яндекс.Бизнес.