«Эволюция ретро»: три формата для продуктовой команды

«Эволюция ретро»: зачем трижды меняли формат и какие проблемы хотели решить

Татьяна Афанасьева Татьяна Афанасьева Менеджер продуктов 8 октября 2024

Рассказываем, как и почему продуктовая команда стала использовать ретроспективу.

Изображение записи

Привет! Я — Таня Афанасьева, менеджер продукта в Selectel. Наш отдел занимается разработкой и поддержанием внешних сетевых сервисов, например CDN. Команда состоит из десяти человек, среди них — team lead, product-менеджер, UX-специалист, разработчики, DevOps-инженеры и другие. Основной состав сформировался два года назад, когда компания объединила несколько продуктов в один сервис. Большинство приходили из других отделов или компаний, поэтому коллеги изначально не были знакомы друг с другом. 

Со временем мы начали сталкиваться с типичными проблемами развития проектов, которые негативно влияли на результаты продукта и общую атмосферу в команде. Коллеги не понимали, какая цель у задачи, почему важно выполнить в определенный срок и зачем синхронизироваться с другими. Чтобы решить эти проблемы, нужно было наладить коммуникацию и отрефлексировать предыдущий опыт. Тогда мы и решили использовать ретроспективу. В тексте расскажем, что у нас получилось. 

Что такое ретро 

Ретроспектива, или ретро — процесс, в котором сотрудники анализируют проделанную работу, выявляют проблемы и способы для улучшения текущих процессов. После саморефлексии коллеги могут быстро достигать поставленных целей и качественно выполнять задачи в спринтах. 

Обычно ретро проводят в конце рабочего спринта или проекта. Длительность зависит от количества коллег и масштабности задач, но, в основном, один-два часа. На встрече участники по очереди делятся своими выводами, а после обсуждают идеи друг друга. Также на ретро присутствует фасилитатор, обычно это team lead или product manager.

Весь процесс основан на прозрачности и доверии внутри команды. Это помогает наладить коммуникацию между коллегами и предотвратить проблемы до того, как они превратятся в серьезные барьеры. 

Первый формат, или «нытинг» 

Единого формата ретро не существует — каждая команда адаптирует его под свои цели и задачи. Например, коллеги из клиентских и внутренних сервисов весело обсуждают «Приколы», «Проблемки» и «Решения», а потом голосуют за самые откликающиеся стикеры. Мы же, наоборот, выбрали стандартизированный формат и стали использовать Confluence — он не требовал значительной подготовки и имел легкий процесс. 

Ретро команды клиентских и внутренних сервисов.

Ретро команды клиентских и внутренних сервисов. Источник

Во внутренней базе знаний можно с легкостью делиться результатами, видеть историю обсуждений и отслеживать прогресс задач. До ретро наша команда использовала Confluence для документации продукта, поэтому на тот момент это казалось логичным решением. 

Мы разделили страницу на три блока: «Что помогало работе?», «Что мешало (закрыть спринт) и можно улучшить?» и «Чему научились новому? Что нового узнали?». В течение спринта коллеги оставляли ответы на вопросы, а на встрече зачитывали их слух. Модератором ретро была я. 

Пример первого формата ретро. Все записи выдуманные.

Пример первого формата ретро. Все записи выдуманные.

Недостатки

Вскоре стало очевидно, что формат обладает существенными недостатками. Нужно было его улучшить, чтобы справиться с рядом возникающих проблем.

  • У нас не было четкой цели. Ребята жаловались на рабочие проблемы, но к следующему спринту ничего не меняли. Таким образом, ретро не решало наши проблемы, а служило инструментом для выплескивания эмоций. 
  • Интерфейс Confluence не подходил для интерактивного взаимодействия, потому что был слишком формализованным и сухим. Возникало ощущение, будто мы заполняли отчет, а не обсуждали проблемы. 
  • Ребята тратили много времени на подготовку записей. Все сводилось к тому, что участники забывали заполнить страницу. В результате из десяти человек писали только двое. 
  • Каждый по очереди читал свои записи вслух. Ретро превращалось в монотонную лекцию, на которую участники не хотели ходить. 

Второй формат, или «проблемы есть, но решать мы их не будем»

Новый формат перенесли в Miro, его удобно использовать для брейншторма, планирования и решения совместных задач. На доске разместили три столбца с предыдущими вопросами, только переформулировали в well, sad и new. Каждому участнику раздали карточки для записей. 

Пример второго формата ретро. Все записи выдуманные.

Пример второго формата ретро. Все записи выдуманные.

В первые десять минут участники готовили свои записи, а после — обсуждали вместе с командой. В отличие от предыдущего ретро, в этом формате мы не только рассказывали о проблеме, но и планировали, как ее решить. Из полученных карточек создавали задачи и фиксировали на полях, чтобы не забыть. В результате ретро стало более интерактивным, каждый мог внести свои предложения по решению проблем.  

Недостатки

У каждого формата ретро свои недостатки, и это не исключение. Благо, их было намного меньше, чем в первом. 

  • Участники заполняли страницу только в начале ретро. Обычно спринт длится две недели, поэтому под конец большинство не могли вспомнить, что было на прошлой. 
  • Будущие задачи не отслеживались и часто забывались. Придумать решение проблемы — легко, но чтобы его проконтролировать, нужно постараться.  
  • Сохранялся формат «нытинга». Все приходили на встречу, чтобы пожаловаться, а не получить результаты. 

Принципы «здорового» ретро

Вновь изменит формат ретро — недостаточно. Нужно было сформулировать принципы, по которым будет функционировать наше «мероприятие». С их помощью можно решить проблемы, которые возникают у команды в процессе работы над общими задачами.  

Желание и проактивность

На ретро коллеги могут открыто делиться своими идеями, проблемами и решениями. Никто их не осудит — наоборот, такие инициативы поощряются. Если участники не видят проблемы и не готовы их обсуждать, ретро можно не проводить. Менеджерам стоит пересмотреть задачи и наладить коммуникацию в команде.

Командная работа

Мы проводим ретро для внутренней команды, поэтому на ней должны присутствовать все участники проекта или продукта. Сотрудников смежных отделов и топ-менеджеров не приглашаем. Важно, чтобы коллеги могли чувствовать себя комфортно и открыто.

Кроме того, все задачи и решения, которые приняли на встрече, являются ответственностью самих участников, а не руководителя. Это позволяет каждому члену команды чувствовать свою значимость и влиять на эффективность процесса.

Модератор

В команде должен быть человек, который занимается подготовкой и анализом ретро, чтобы исключать саботаж от коллег. Например, когда специалист утверждает, что у него все в порядке, но на самом деле выполнил спринт за последний квартал лишь на 15%, или когда поставили задачу, но исполнитель о ней забыл и не решил проблему.

При этом необходимо выделить фасилитатора, который будет задавать уточняющие вопросы и направлять участников в процессе обсуждения. Эту роль можно объединить с обязанностями модератора ретроспективы.

Регулярность и постоянство

До сих пор мы не можем определить, сколько времени готовы выделять на ревью. Пока решили остановиться на одной встрече раз в две недели по полтора-два часа. Возможно, в будущем передумаем.

Также важно установить единый формат ретро. Команда должна понимать, зачем мы его проводим и какие у нас цели. Здесь как в игре — правила должны быть известны всем. 

Человеческие качества

Конструктивность, открытость, честность и уважение — это базовые принципы, которые применяются во всех процессах. Без них сложно выстроить здоровую коммуникацию и взаимодействие в команде.  

Третий формат

Цель нашей ретроспективы — повысить эффективность процессов в работе, выявить текущие проблемы и сформировать дальнейший план изменений. Чтобы их решить, мы зафиксировали новый регламент: разработали структуру ретро и разделили его на несколько этапов. Рассмотрим их подробнее. 

Подготовка к ретро

За день до ретро модератор напоминает участникам заполнить карточки в Miro. Последние пишут заметки в двух колонках «Что мне помогало в работе» и «Что мешало (закрыть спринт) и можно улучшить?». Здесь важно избегать чрезмерной похвалы коллег и очевидных проблем — например, «спасибо UX-проектировщику за то, что нарисовал прототип», или «у меня не получилось выполнить задачу в срок, потому что не было настроения». 

Структура ретро

ЭтапВремяОписание
Разбор задач с предыдущего ретро
Разбор задач5 минутВедущий озвучивает статусы задач, которые были запланированы на предыдущем ретро. Нерешенные актуализируются и остаются до следующего раза. 
Подготовка к ретро
Сбор данных5 минутУчастники выписывают заранее подготовленные карточки на доску в двух колонках «Что мне помогало в работе» и «Что мешало (закрыть спринт) и можно улучшить?».
Блок 1. «Что было хорошо и помогало работе?»
Озвучивание стикеров15 минутУчастники по очереди делятся своими карточками и по желанию ставят эмодзи на стикеры. Иногда количество реакций показывает, что озвученная проблема актуальна для многих и точно перейдет во второй этап. 
Блок 2. «Что мешало (закрыть спринт) и можно улучшить?»
Озвучивание стикеров20-30 минутУчастники повторяют действие с предыдущего этапа: озвучивают свои проблемы и сложности, с которыми столкнулись во время спринта. 
Спринт5 минутМодератор открывает текущий спринт и задает коллегам открытые вопросы, например «Что помешало выполнить эту задачу?». Полученные ответы также выносит на доску «Что мешало» — они пригодятся на следующем этапе. 
Анализ5 минутМодератор определяет и переносит важные проблемы на доску для второго этапа — «Анализ проблем и мозговой штурм».Если участник поделился проблемой личного характера или карточка не набрала голосов, то ее решают индивидуально, на one2one. Такие карточки находятся в зоне ответственности прямого руководителя — team lead или product-менеджера.
Генерация идей и составление плана действий
Генерация идей30 минутКоманда анализирует выявленные проблемы и начинает генерировать идеи, которые помогут их решить. Как только они останавливаются на конкретном варианте, ведущий фиксирует заметку в action items и назначает ответственного. 
Когда решение проблемы затягивается, team lead или product-менеджер отдельно выносит ее на доску и обсуждает на one2one. 
Далее команда переходит к следующей проблемы, и так до тех пор, пока не обсудят все основные. В конце ретро у участников есть action items с конкретными сроками и исполнителями.
Завершение
Фидбек3 минутыМодератор просит оценить ретро по пятибалльной шкале и по необходимости оставить комментарий, например «как все прошло». 
Обратная связь помогает понять, как ретро решает проблемы и насколько команда довольна текущими процессами.
Этап 1. «Что было хорошо и помогало работе?» и «Что мешало (закрыть спринт) и можно улучшить?».
Этап 1. «Что было хорошо и помогало работе?» и «Что мешало (закрыть спринт) и можно улучшить?».
Этап 2. Анализ проблем и мозговой штурм.
Этап 2. Анализ проблем и мозговой штурм.
Этап 3. Формируем action items.
Этап 3. Формируем action items.
Завершение ретро и фидбэк коллег.
Завершение ретро и фидбэк коллег.

Процесс после ретро

Это еще не конец! Team lead или product-менеджер создает задачи в Jira, чтобы организовать работу над текущими проблемами. Далее назначает исполнителей и копирует ссылку задачи на стикер. 

Начало следующего спринта

В начале нового спринта команда проводит планирование, чтобы обсудить задачи, которые участники возьмут в работу на этой неделе. Не все решения обязательно внедрять строго до следующего ретро. Важно обозначить только сроки, чтобы не затягивать выполнение и отслеживать свой прогресс. Так мы можем корректировать курс и адаптировать действия к изменяющимся условиям. 

Заключение

Ретро позволило нам достичь нескольких ключевых целей, которые мы ставили в начале. В частности, мы смогли вовлечь участников в процесс и решить некоторые проблемы внутри команды. Конечно, третий формат не идеален: иногда приходится «вытягивать» информацию от участников, но мы продолжаем работать над этим.