Как запустить подкаст для IT-специалистов

Как запустить подкаст для IT-специалистов. От концепции до полноценного сезона

Ксения Калинина
Ксения Калинина Менеджер команды Influence Marketing и SMM
5 сентября 2024

У команды Selectel есть подкаст «Сегодня на ретро». Мы обсуждаем там наболевшие или острые темы про жизнь и работу айтишников. В материале рассказываем, как появился наш подкаст и как мы его развивали.

Изображение записи

Я Ксюша — менеджер команды Influence Marketing и SMM в Selectel. Это я отвечаю за подкаст — от идеи и до финального продвижения в соцсетях. До запуска «Сегодня на ретро» я и мои коллеги еще не занимались такими проектами. Расскажу о нашем пути и поделюсь подводными камнями, которых мы не ждали.

Цель и формат: решили с помощью подкаста продвигать YouTube-канал

У нас есть аккаунт Selectel на YouTube, но фактически мы его не использовали. Так продолжалось, пока однажды мы не поставили себе цель — раскачать канал. 

Для прокачки канала мы прописали стратегию. На первом этапе хотели работать на широкую аудиторию. Это важно, чтобы алгоритмы YouTube поняли, что мы не просто выкладываем видео, — у нас живой канал, который смотрят люди с разными интересами. Не только программисты и разработчики. 

Но при этом не хотели отходить от IT: было бы странно выбрать совсем отвлеченную тему, в которой у нас нет экспертности. Мы решили, что будем ориентироваться на тех, кто интересуется IT, но не будем производить узкоспециализированный контент.

Выбирали между моушен-видео и подкастами. Была идея сделать серию моушен-видео с анимированной графикой, где мы будем объяснять популярные термины или ситуации из сферы IT — например, что такое DDoS-атаки и как их предотвратить. Но это оказалось затратно. Процесс производства растянут во времени и нужно больше ресурсов: написать сценарий, найти и утвердить стиль, подготовить раскадровку, добавить анимацию. Работа дизайнеров в целом стоит дорого, а еще на каждом этапе отнимают время согласования.

В итоге остановились на формате подкаста. Он показался менее затратным по производству: удобен в работе и запуске, легко монтируется и позволяет комфортно распределять ресурсы команды.

Концепция и темы: изучили аудиторию и ее потребности

Финальная концепция была такой: делаем подкаст, который связан с работой в IT. Решили, что фишкой будут раздражающие моменты в работе технических специалистов. 

Дальше мы стали штурмить темы для подкаста и их наполнение. Я пошла за помощью к команде: эйчарам, разработчикам, сисадминам, продакт-менеджерам.

Наши коллеги слушают подкасты о разработке и на околоайтишные темы. Чаще всего они называют довольно известные в нашей сфере проекты.

  • «Радио-Т». Еженедельная импровизация на околокомпьютерные темы. В подкасте обсуждают всё, что хоть как-то связано с IT: от Apple Vision Pro и нейросетей до софт-скилов айтишников и женственности CSS.
В подкасте обсуждают темы хай-тек, компьютерных технологий, гаджетов, облаков, программирования.

Это вообще один из первых подкастов на данную тематику. Интересно слушать: углубляются не только во фронтенд, но и во все, что так или иначе связано с IT.

Игорь Глушак, младший фронтенд-разработчик

  • «Запуск завтра». Подкаст ведет Самат Галимов. Вместе с приглашенными гостями он рассказывает о технологиях, которые меняют жизнь: от батареек и 3D-печати домов до системы распознавания лиц и компьютерной безопасности.
В подкасте много рассказывают об истории продуктов и технологий, как они создавались и почему стали популярны.

«Запуск завтра» — интересные подкасты по темам, о которых иногда даже не задумываешься. Например, о трудностях навигации в городе или о 3D-домах.

Константин Гвенцадзе, бэкенд-разработчик

  • «Подлодка» — подкаст об IT-сфере, но темы бывают разные: от разработки и продуктовой аналитики до работы сырным сомелье и пивоварения.
Выпуски про сыр и стартапы идут рядом — никогда не знаешь, что будет дальше.
  • «Бородокаст» — подкаст о технологиях, играх и сериалах. В выпусках обсуждают широкий круг тем — например, нейросетевую дискриминацию, Черную пятницу и роботакси.
В гости приглашают известных личностей в своих сферах. Например, в выпуске про искусство и современные технологии участвовал художник Покрас Лампас.

Мы подготовили примерные темы и провели опрос среди коллег. Попросили их либо проголосовать за одну тему из списка, либо поделиться своими болями, которые хочется обсудить. Около 50 человек из команды нам помогли. 

В итоге мы выбрали пул тем: про трудоустройство и обучение в IT, рабочий этикет и карьерные дилеммы. Например, зачем нужен личный бренд или как вырасти в должности. Все эти вопросы, с одной стороны, касаются диджитал-сферы, а с другой — не уходят в узкие детали по профилю.

Так сейчас выглядит плейлист «Сегодня на ретро»

Поиск гостей, продакшен и промо: с чем столкнулись из-за отсутствия опыта

У нас не было опыта запуска подкастов, поэтому для помощи мы привлекли подрядчика. Разделили работу так: Selectel занимается поиском гостей, разработкой тем. А продакшен-студия берет на себя сценарии, координацию на площадке, запись и монтаж. 

Кажется, задачи понятные, есть опытный подрядчик: что может пойти не так? Но, как и всегда, дьявол был в деталях и технических процессах.

Для поиска гостей нужен обширный нетворкинг. Если у тебя его нет, придется потрудиться. Я смогла найти всего несколько гостей через знакомства, а надо было почти два десятка. 

В итоге много искала на разных сервисах. Я перелопатила сайты профильных и известных IT-конференций, например HighLoad++ и TeamLead Conf. Смотрела подходящие темы, спикеров, оценивала, насколько они часто выступают. Если были видео, я смотрела их. Писала спикерам напрямую, уточняла, в России они или нет, могут ли приехать в Москву, где мы планировали запись.

Много гостей не соглашались: кто-то не мог приехать в Москву, кому-то было неинтересно. Иногда возникали пробелы, когда кто-то из спикеров сначала был готов приехать, а позже отказывался перед записью. Приходилось срочно искать замену. Хорошо, что в каждом выпуске есть кто-то из команды Selectel. Мы знали, что можем позвать своих коллег, и иногда это очень помогало с заменами.

На площадке нужно все контролировать. Важно заранее иметь чек-лист, что нужно продумать или взять с собой. 

Например, мы решили, что нам не нужен сет-дизайнер, чтобы проработать интерьер площадки, и это было ошибкой. Сет-дизайн — это способ передать идею ролика (или в нашем случае подкаста) через внешнюю атмосферу, обстановку в студии. Если у вас открытый разговор, где все должны вовлекаться, офисный стол и стулья не подойдут — общение будет похоже на рабочую встречу.

Сет-дизайн должен перекликаться с визуальной концепцией подкаста, дополнять ее. У нас были кресла, в них все себя чувствуют немного расслабленнее. Но не хватило визуальных деталей. Было бы круто добавить декор, который отразил бы идею подкаста сильнее.

Мы не забыли про Тирекса — маскота Selectel. В студии тиранозавров было сразу несколько:.

В студии нужно контролировать все: декорации, расписание и внешний вид спикеров. Важно удостовериться, что у всех есть расписание, что все понимают, что происходит, когда приходить, какой у них пул задач. Заранее скинуть гостям сценарий эпизода, а за день до записи уточнить, все ли в силе, рассказать, куда и в какой одежде приезжать.

Совет: перезаписать подкаст нельзя, поэтому все тонкости отслеживайте заранее или прямо в день съемки. Тогда не придется вызывать человека на запись в другой день, собирать всю команду и других спикеров из-за небольшой ошибки.

Гостям требуется время на раскачку. Представьте, что в комнате собралось четыре человека, которые видят друг друга первый раз в жизни. И тут они начинают участвовать в подкасте и пытаться обсуждать темы — это будет довольно скованный формат, даже когда друг друга можно перебивать. Мы поняли, что участникам надо немного познакомиться перед записью, чтобы они поняли, с кем они общаются, разговорились и расслабились, были готовы к дискуссии.

Готовый подкаст надо выкладывать на аудиоплощадки, и это сложнее, чем размещение видео на YouTube. На YouTube механика работы с подкастами мне была понятна, а как работать с аудиоплощадками, я не знала. Было много вопросов. Как туда выкладывать? На все площадки вручную или централизованно? Какие есть способы продвижения и есть ли они вообще? Можно ли просто залить аудиодорожку из YouTube? 

Продакшен нам помог и пояснил сложные моменты:

  • Кросс-постить подкаст с YouTube, то есть вырезать аудиодорожку и заливать ее на все площадки, — это не очень хорошая идея. Выпуски надо адаптировать, сокращать, убирать то, что режет слух, когда нет видео.
  • Для аудио нужно отдельно записывать интро — это заставка в начале подкаста.
  • Рекомендательных систем на аудиоплощадках нет (кроме Яндекс Музыки), поэтому для продвижения нужно использовать собственные каналы: делать анонсы, давать ссылки на выпуски в текстовом контенте.

Совет: используйте все доступные подкаст-платформы — Mave, Яндекс Музыку, Spotify, Google Podcasts. Личный кабинет Mave можно связать с другими подкаст-платформами, и, если понадобится перезалить или обновить выпуск, он автоматически изменится на всех площадках.

О рекламе нужно позаботиться заранее. Записать подкаст — это только половина дела. Скорее всего, без продвижения он не взлетит. Подкаст будут слушать только те, кто знаком с вашей компанией, а потенциальные слушатели о нем просто не узнают.

Для продвижения мы использовали разные способы. Во-первых, публиковали анонсы во всех доступных социальных сетях Selectel, чтобы текущие подписчики узнали о подкасте. Во-вторых, мы выходили с посевами отдельных выпусков в телеграм-каналах, а сейчас делаем так для подборок выпусков. В-третьих, использовали переупаковку. Например, делали Shorts с моментами из подкастов, публиковали тексты в Академии Selectel и на vc.ru.

Эксперты тоже немного помогали: некоторые из них публиковали посты о том, что они поучаствовали в подкасте. Это принесло новую аудиторию.

Чем все обернулось

Мы записали и выпустили один сезон из 10 выпусков, набрали 55 801 просмотр. Подкаст привел на канал примерно 320 новых подписчиков, но большая часть аудитории смотрела контент без подписки. Будем работать с этим показателем в следующие итерации.

Мы планируем продолжать готовить видеоконтент для нашего YouTube-канала. Будет это подкаст или что-то другое — решим позже. Если поймем, что подкаст остается оптимальным решением, продлим его на второй сезон, а может быть, изменим концепцию.