Я Ксюша — менеджер команды Influence Marketing и SMM в Selectel. Это я отвечаю за подкаст — от идеи и до финального продвижения в соцсетях. До запуска «Сегодня на ретро» я и мои коллеги еще не занимались такими проектами. Расскажу о нашем пути и поделюсь подводными камнями, которых мы не ждали.
Цель и формат: решили с помощью подкаста продвигать YouTube-канал
У нас есть аккаунт Selectel на YouTube, но фактически мы его не использовали. Так продолжалось, пока однажды мы не поставили себе цель — раскачать канал.
Для прокачки канала мы прописали стратегию. На первом этапе хотели работать на широкую аудиторию. Это важно, чтобы алгоритмы YouTube поняли, что мы не просто выкладываем видео, — у нас живой канал, который смотрят люди с разными интересами. Не только программисты и разработчики.
Но при этом не хотели отходить от IT: было бы странно выбрать совсем отвлеченную тему, в которой у нас нет экспертности. Мы решили, что будем ориентироваться на тех, кто интересуется IT, но не будем производить узкоспециализированный контент.
Выбирали между моушен-видео и подкастами. Была идея сделать серию моушен-видео с анимированной графикой, где мы будем объяснять популярные термины или ситуации из сферы IT — например, что такое DDoS-атаки и как их предотвратить. Но это оказалось затратно. Процесс производства растянут во времени и нужно больше ресурсов: написать сценарий, найти и утвердить стиль, подготовить раскадровку, добавить анимацию. Работа дизайнеров в целом стоит дорого, а еще на каждом этапе отнимают время согласования.
В итоге остановились на формате подкаста. Он показался менее затратным по производству: удобен в работе и запуске, легко монтируется и позволяет комфортно распределять ресурсы команды.
Концепция и темы: изучили аудиторию и ее потребности
Финальная концепция была такой: делаем подкаст, который связан с работой в IT. Решили, что фишкой будут раздражающие моменты в работе технических специалистов.
Дальше мы стали штурмить темы для подкаста и их наполнение. Я пошла за помощью к команде: эйчарам, разработчикам, сисадминам, продакт-менеджерам.
Наши коллеги слушают подкасты о разработке и на околоайтишные темы. Чаще всего они называют довольно известные в нашей сфере проекты.
- «Радио-Т». Еженедельная импровизация на околокомпьютерные темы. В подкасте обсуждают всё, что хоть как-то связано с IT: от Apple Vision Pro и нейросетей до софт-скилов айтишников и женственности CSS.
Это вообще один из первых подкастов на данную тематику. Интересно слушать: углубляются не только во фронтенд, но и во все, что так или иначе связано с IT.
Игорь Глушак, младший фронтенд-разработчик
- «Запуск завтра». Подкаст ведет Самат Галимов. Вместе с приглашенными гостями он рассказывает о технологиях, которые меняют жизнь: от батареек и 3D-печати домов до системы распознавания лиц и компьютерной безопасности.
«Запуск завтра» — интересные подкасты по темам, о которых иногда даже не задумываешься. Например, о трудностях навигации в городе или о 3D-домах.
Константин Гвенцадзе, бэкенд-разработчик
- «Подлодка» — подкаст об IT-сфере, но темы бывают разные: от разработки и продуктовой аналитики до работы сырным сомелье и пивоварения.
- «Бородокаст» — подкаст о технологиях, играх и сериалах. В выпусках обсуждают широкий круг тем — например, нейросетевую дискриминацию, Черную пятницу и роботакси.
Мы подготовили примерные темы и провели опрос среди коллег. Попросили их либо проголосовать за одну тему из списка, либо поделиться своими болями, которые хочется обсудить. Около 50 человек из команды нам помогли.
В итоге мы выбрали пул тем: про трудоустройство и обучение в IT, рабочий этикет и карьерные дилеммы. Например, зачем нужен личный бренд или как вырасти в должности. Все эти вопросы, с одной стороны, касаются диджитал-сферы, а с другой — не уходят в узкие детали по профилю.
Поиск гостей, продакшен и промо: с чем столкнулись из-за отсутствия опыта
У нас не было опыта запуска подкастов, поэтому для помощи мы привлекли подрядчика. Разделили работу так: Selectel занимается поиском гостей, разработкой тем. А продакшен-студия берет на себя сценарии, координацию на площадке, запись и монтаж.
Кажется, задачи понятные, есть опытный подрядчик: что может пойти не так? Но, как и всегда, дьявол был в деталях и технических процессах.
Для поиска гостей нужен обширный нетворкинг. Если у тебя его нет, придется потрудиться. Я смогла найти всего несколько гостей через знакомства, а надо было почти два десятка.
В итоге много искала на разных сервисах. Я перелопатила сайты профильных и известных IT-конференций, например HighLoad++ и TeamLead Conf. Смотрела подходящие темы, спикеров, оценивала, насколько они часто выступают. Если были видео, я смотрела их. Писала спикерам напрямую, уточняла, в России они или нет, могут ли приехать в Москву, где мы планировали запись.
Много гостей не соглашались: кто-то не мог приехать в Москву, кому-то было неинтересно. Иногда возникали пробелы, когда кто-то из спикеров сначала был готов приехать, а позже отказывался перед записью. Приходилось срочно искать замену. Хорошо, что в каждом выпуске есть кто-то из команды Selectel. Мы знали, что можем позвать своих коллег, и иногда это очень помогало с заменами.
На площадке нужно все контролировать. Важно заранее иметь чек-лист, что нужно продумать или взять с собой.
Например, мы решили, что нам не нужен сет-дизайнер, чтобы проработать интерьер площадки, и это было ошибкой. Сет-дизайн — это способ передать идею ролика (или в нашем случае подкаста) через внешнюю атмосферу, обстановку в студии. Если у вас открытый разговор, где все должны вовлекаться, офисный стол и стулья не подойдут — общение будет похоже на рабочую встречу.
Сет-дизайн должен перекликаться с визуальной концепцией подкаста, дополнять ее. У нас были кресла, в них все себя чувствуют немного расслабленнее. Но не хватило визуальных деталей. Было бы круто добавить декор, который отразил бы идею подкаста сильнее.
В студии нужно контролировать все: декорации, расписание и внешний вид спикеров. Важно удостовериться, что у всех есть расписание, что все понимают, что происходит, когда приходить, какой у них пул задач. Заранее скинуть гостям сценарий эпизода, а за день до записи уточнить, все ли в силе, рассказать, куда и в какой одежде приезжать.
Совет: перезаписать подкаст нельзя, поэтому все тонкости отслеживайте заранее или прямо в день съемки. Тогда не придется вызывать человека на запись в другой день, собирать всю команду и других спикеров из-за небольшой ошибки.
Гостям требуется время на раскачку. Представьте, что в комнате собралось четыре человека, которые видят друг друга первый раз в жизни. И тут они начинают участвовать в подкасте и пытаться обсуждать темы — это будет довольно скованный формат, даже когда друг друга можно перебивать. Мы поняли, что участникам надо немного познакомиться перед записью, чтобы они поняли, с кем они общаются, разговорились и расслабились, были готовы к дискуссии.
Готовый подкаст надо выкладывать на аудиоплощадки, и это сложнее, чем размещение видео на YouTube. На YouTube механика работы с подкастами мне была понятна, а как работать с аудиоплощадками, я не знала. Было много вопросов. Как туда выкладывать? На все площадки вручную или централизованно? Какие есть способы продвижения и есть ли они вообще? Можно ли просто залить аудиодорожку из YouTube?
Продакшен нам помог и пояснил сложные моменты:
- Кросс-постить подкаст с YouTube, то есть вырезать аудиодорожку и заливать ее на все площадки, — это не очень хорошая идея. Выпуски надо адаптировать, сокращать, убирать то, что режет слух, когда нет видео.
- Для аудио нужно отдельно записывать интро — это заставка в начале подкаста.
- Рекомендательных систем на аудиоплощадках нет (кроме Яндекс Музыки), поэтому для продвижения нужно использовать собственные каналы: делать анонсы, давать ссылки на выпуски в текстовом контенте.
Совет: используйте все доступные подкаст-платформы — Mave, Яндекс Музыку, Spotify, Google Podcasts. Личный кабинет Mave можно связать с другими подкаст-платформами, и, если понадобится перезалить или обновить выпуск, он автоматически изменится на всех площадках.
О рекламе нужно позаботиться заранее. Записать подкаст — это только половина дела. Скорее всего, без продвижения он не взлетит. Подкаст будут слушать только те, кто знаком с вашей компанией, а потенциальные слушатели о нем просто не узнают.
Для продвижения мы использовали разные способы. Во-первых, публиковали анонсы во всех доступных социальных сетях Selectel, чтобы текущие подписчики узнали о подкасте. Во-вторых, мы выходили с посевами отдельных выпусков в телеграм-каналах, а сейчас делаем так для подборок выпусков. В-третьих, использовали переупаковку. Например, делали Shorts с моментами из подкастов, публиковали тексты в Академии Selectel и на vc.ru.
Эксперты тоже немного помогали: некоторые из них публиковали посты о том, что они поучаствовали в подкасте. Это принесло новую аудиторию.
Чем все обернулось
Мы записали и выпустили один сезон из 10 выпусков, набрали 55 801 просмотр. Подкаст привел на канал примерно 320 новых подписчиков, но большая часть аудитории смотрела контент без подписки. Будем работать с этим показателем в следующие итерации.
Мы планируем продолжать готовить видеоконтент для нашего YouTube-канала. Будет это подкаст или что-то другое — решим позже. Если поймем, что подкаст остается оптимальным решением, продлим его на второй сезон, а может быть, изменим концепцию.