Выбор облака: на что обратить внимание
На сегодняшний день существует большое количество предложений от провайдеров облачных услуг, и зачастую клиентам непросто сделать выбор в пользу того или иного сервиса. В первую очередь отталкиваться следует от индивидуальных требований бизнеса и характера решаемых задач. И если для вашего бизнеса наилучшим решением является использование облачных услуг, используйте подготовленный нами чек-лист по основным характеристикам облака, […]
На сегодняшний день существует большое количество предложений от провайдеров облачных услуг, и зачастую клиентам непросто сделать выбор в пользу того или иного сервиса. В первую очередь отталкиваться следует от индивидуальных требований бизнеса и характера решаемых задач.
И если для вашего бизнеса наилучшим решением является использование облачных услуг, используйте подготовленный нами чек-лист по основным характеристикам облака, на который можно опираться при выборе поставщика облачной инфраструктуры.
Чек-лист
✔ Функционал
В первую очередь стоит обратить внимание на набор услуг, так как каждый провайдер по-своему может понимать, из чего состоит “облачное” решение.
У всех “облачных” провайдеров есть базовый функционал:
- сами виртуальные машины, обеспечивающие гибкость виртуализации для ряда вычислительных задач (разработка, тестирование, запуск приложений и тд);
- снапшоты (у некоторых провайдеров это называется бэкапами), делающие “слепки” виртуальной машины, копии файлов и директорий файловой системы на определенный момент времени;
- DNS-хостинг, обеспечивающий размещение доменов на NS-серверах;
- публичный API.
Среди дополнительно предоставляемых услуг рекомендуется обращать внимание на наличие следующих:
Защита от сетевых атак помогает снизить риск недоступности сайта, ограждая серверы и приложения от хакерских атак, в том числе распределенных.
Наличие объектного хранилища, в котором можно хранить бэкапы, а также использовать его для хранения и раздачи статических данных.
Гибридное облако — возможность объединить виртуальные машины с железными серверами локальной сетью.
Резервирование на уровне дата-центров — возможность переноса ВМ с сохранением IP-адресов между дата-центрами (резервирование маршрутизатора VRRP) для максимальной отказоустойчивости.
При наличии географически разнесенных дата-центров можно создать Disaster Recovery решение: в одном регионе хранится полная копия проекта из другого региона, и в случае недоступности одного дата-центра, весь проект продолжает бесперебойную работу в другом регионе.
Мониторинг доступности позволяет анализировать работу серверов, доступность портов, состояние публичных сервисов (сайты, API) из различных точек мира.
✔ Биллинг
Для прогнозирования расходов система выставления счетов клиентам за оказываемые компанией услуги должна иметь следующие базовые атрибуты:
- прайс-лист, условия биллинга и договоры в открытом доступе;
- возможность работы как с физическими лицами, так и с юридическими;
- прием платежей — должны поддерживаться все распространенные способы оплаты: банковские карты, электронные деньги, прямые банковские переводы.
Среди расширенных параметров клиентам рекомендуется обращать внимание на следующие:
Возможность выбора оплаты счета за оказанные услуги в родной валюте:
- в рублевой валюте с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и госучреждениями;
- в иностранной валюте — с не резидентами РФ.
Ежемесячное выставление закрывающих документов, что важно и для пользователей, и для собственной бухгалтерии.
В соответствии с законом «О персональных данных» все данные пользователей, работающих с облачной платформой, должны храниться в РФ.
Оплата облачных услуг за потребленный объем мощностей без долгосрочных договоров – модель Pay-as-You-Go.
✔ Служба технической поддержки
В базовый пакет предоставляемых услуг должна входить техническая поддержка хотя бы по почте (обычно, в этом случае время ожидания ответа довольно продолжительное).
Клиенту гораздо удобнее работать со службой технической поддержки, предоставляющей такие расширенные услуги, как:
- круглосуточная поддержка;
- подробные ответы на вопросы, заданные с использованием заявки в личном кабинете;
- услуги администрирования клиентских систем;
- наличие SLA на поддержку (сроки реакции, уровень помощи);
- наличие клиентской базы знаний и/или FAQ.
✔ Технические компоненты
Провайдеры чаще всего не указывают точные данные о технических компонентах облачной инфраструктуры, ограничиваясь условными параметрами: абстрактные ядра, “SSD” диски виртуальных машин, наличие какой-либо сети.
Рекомендуется обращать внимание на более подробное описание технических компонентов, например:
- наличие SLA по техническим параметрам виртуальных машин;
- частота и тип процессоров на серверах виртуализации;
- уровень IOPs и MB/sec для виртуальных дисков;
- пропускная способность виртуальных сетевых портов.
✔ Надежность
Обязательными атрибутами надежности провайдера облачных услуг являются:
- уровень Tier III и выше для дата-центра;
- резервирование узлов инфраструктуры для отказоустойчивости в рамках пула;
- высокий уровень физической безопасности дата-центров (камеры, ограничение доступа в серверные, охрана).
Приятным дополнением при выборе надежного провайдера будут следующие параметры:
Дата-центры должны находится в собственности компании, чтобы избежать перебоев работы в случае расторжения договора аренды или иных проблем с арендодателем площадок под ЦОД.
Облачная инфраструктура должна располагаться в нескольких дата-центрах, географически удаленных друг от друга.
Наличие прямых каналов связи – наличие 3 и более операторов связи.
Длительный опыт работы провайдера является показателем профессиональности оператора, что особенно важно для долгосрочных проектов.
Расположение дата-центров в РФ может быть важным фактором для некоторых категорий клиентов: государственные учреждения, банки и так далее.
Многие облачные провайдеры готовы показывать свои площадки потенциальным клиентам, чтобы те могли воочию убедиться в их надежности и наличии всех необходимых в ЦОД высокого уровня подсистем.
В Селектел вы даже можете записаться на экскурсию по дата-центру.
✔ Управляемость
Базовой и необходимой характеристикой для управления облачной инфраструктурой является портал самообслуживания (он же личный кабинет либо панель управления).
Желательно, чтобы с помощью панели управления дополнительно можно было выполнять следующие действия:
- просматривать техническую и финансовую информацию в личном кабинете для удобного отслеживания потребляемых мощностей и прогнозирования расходов;
- разграничивать доступ к разным группам серверов, например, создавать отдельное окружение для разработки и отдельное для рабочей продуктовой системы;
- наглядно представлять выделенные ресурсы и их стоимость с группировкой по серверам (проектам, отделам компании). Это удобно для больших компаний с большим количеством отделов, так как позволяет отслеживать, сколько ресурсов выделено конкретному проекту компании и их стоимость;
- выгружать финансовые документы и отчеты об использовании ресурсов.
Выводы
Важно обращать внимание на наличие возможности гибкого использования вычислительной мощности облачных серверов на территориально распределенных площадках, чтобы свести к минимуму риски благодаря надежности инфраструктуры дата-центра уровня Tier III.
При грамотном выборе облачного провайдера можно добиться существенной экономии за счет масштаба и аутсорсинга ИТ-администрирования и высокой квалификации и опыта работы его специалистов.