Введение

При помощи SQL-скриптов довольно просто создать базу данных из нескольких таблиц. В ней легко ориентироваться и всю схему можно держать в голове. Такие БД встречаются только в небольших или учебных проектах.

В реальных системах базы данных содержат десятки и сотни таблиц, процедур, представлений и триггеров. Невозможно удержать все эти объекты и связи между ними в голове. И когда в такую схему нужно добавить новую таблицу или разобраться в существующей структуре, хочется увидеть все таблицы перед глазами.

С этим может помочь инструмент MySQL Workbench. Он упрощает многие аспекты работы с БД: создание таблиц и связей между ними, создание триггеров и процедур, визуальное представление схемы, настройка БД и создание резервных копий.
В статье мы покажем, как работать с MySQL Workbench. Мы создадим кластер СУБД MySQL, установим Workbench и подключимся к кластеру. Затем попробуем разные способы создания таблиц и работы с данными. Также создадим бекап базы данных и восстановим его. Все это на пошаговых примерах с описанием и скриншотами.

Что такое MySQL Workbench

MySQL Workbench — универсальный инструмент для работы и управления базами данных. С его помощью можно создавать и редактировать таблицы и другие объекты, управлять доступом пользователей и полноценно администрировать БД. Workbench может пригодиться разработчикам, администраторам БД и архитекторам систем.

Несмотря на название, он может работать не только с MySQL, но и с другими СУБД: Oracle Database, Microsoft SQL Server, PostgreSQL и другими.
Одна из главных особенностей Workbench — визуальное моделирование. Оно позволяет увидеть все таблицы и связи между ними в наглядном виде. Это намного упрощает проектирование базы данных.
Перейдем к практике.

Создать облачную СУБД MySQL

Перед началом работы с Workbench нужно установить и запустить MySQL. Мы создадим кластер на платформе Selectel, это позволит быстро развернуть БД и не заниматься установкой и настройкой сервера.

Облачные базы данных

Готовые к работе управляемые базы данных MySQL
Узнать больше

В панели управления заходим в раздел «Облачная платформа» — «Базы данных», нажимаем кнопку «Создать кластер».

На экране создания кластера выбираем параметры. Мы покажем лишь некоторые параметры, остальные можно оставить по умолчанию. Выбираем «СУБД» — MySQL 8, «Конфигурация нод» — «Фиксированная», 2 vCPU, 4 ГБ оперативной памяти и 32 ГБ места на диске. В разделе «Сеть» нужно выбрать публичную подсеть, чтобы к кластеру можно было подключаться из интернета.

После этого внизу страницы нажимаем кнопку «Создать». Кластер будет создаваться несколько минут, и после того, как он перейдет в статус ACTIVE, можно продолжать настройку. Нажимаем на имя кластера.

На первой вкладке нам нужно записать IP-адрес кластера, чтобы позже подключиться к нему. Также подключаться можно и по DNS-имени.

Затем переходим на вкладку «Пользователи». Нужно создать нового пользователя, для этого нажимаем на соответствующую кнопку.

Интерфейс платформы автоматически предложит имя пользователя и пароль. Не забудьте сохранить пароль, потому что его нельзя восстановить и можно только поменять.

Далее создадим базу данных, в которой мы потом будем создавать таблицы. Перейдите на вкладку «Базы данных», нажмите кнопку «Создать базу данных» и укажите имя.

Все, наш удаленный сервер MySQL готов к работе.

Установить MySQL Workbench и подключиться к кластеру

Теперь установим MySQL Workbench и подключимся к созданному кластеру. Перейдите на страницу загрузки, выберите вашу операционную систему. Мы покажем, как установить MySQL Workbench на примере Windows. Если у вас Linux или MacOS, то после выбора ОС из списка появятся соответствующие инструкции, воспользуйтесь ими.

Нажимаем кнопку Download, и на следующем экране нам предложат войти в аккаунт Oracle или создать его. Отказываемся, нажимаем кнопку No thanks, just start my download, и просто скачиваем установщик.

Запускаем скачанный файл, во всех диалоговых окнах оставляем значения по умолчанию. После установки запускаем MySQL Workbench. При первом запуске нас встретит приветственное окно. Для начала нужно добавить подключение к нашему кластеру. Для этого нажимаем на кнопку «+», рядом с текстом MySQL Connections.

Откроется экран настройки.

  • Указываем имя соединения — это позволит различать подключения, если вы работаете с несколькими серверами.
  • Указываем IP-адрес кластера и порт. Обратите внимание, что по умолчанию в Workbench указан порт 3306. Нам нужно указать 6033, как указано в параметрах подключения на платформе Selectel.
  • Указываем имя пользователя.

Эти настройки сохранятся и в дальнейшем их не нужно будет вводить заново. Нажимаем кнопку OK и в следующем диалоговом окне вводим пароль.

Мы подключились к кластеру MySQL. В левой части экрана перейдя на вкладку Schemas, вы увидите БД, которую мы создавали ранее в интерфейсе Selectel. Обратите внимание, что в интерфейсе Workbench это называется «схема», но это одно и то же.

Создать таблицы

Мы покажем два разных способа, как это сделать. Сначала создадим две таблицы справочников:

  • Справочник товаров.
  • Справочник магазинов.

Затем создадим еще одну таблицу, в ней будет храниться связь: в каких магазинах какие товары продаются.

Дважды кликнем на названии схемы, чтобы она выделилась жирным шрифтом. Это означает, что теперь все действия по умолчанию мы выполняем в этой схеме. Затем в панели инструментов нажимаем на иконку создания новой таблицы.

Откроется окно создания новой таблицы. Нужно заполнить несколько полей:

  • Название таблицы: products.
  • Комментарий. Указывать не обязательно, но желательно. Наша схема будет состоять всего из трех таблиц, в ней не запутаешься. Но когда базы данных разрастаются до больших размеров, комментарии помогают ориентироваться в таблицах.
  • Поля. Мы создадим два поля. Первое — id, идентификатор товара. Выбираем тип INT, отмечаем галочки PK (Primary Key), NN (Not Null) и AI (Auto Increment). Тем самым мы указали, что это поле — первичный ключ, его значение не может быть пустым и должно генерироваться автоматически. Второе поле — name, название товара. Выбираем тип VARCHAR, длина 45 символов, и отмечаем галочку NN, чтобы у всех товаров было название.
  • Комментарии для полей. Рекомендуем заполнять их, как комментарий ко всей таблице.

Далее нажимаем кнопку Apply. Workbench отобразит скрипт, который он сгенерировал для создания этой таблицы. Перед применением скрипт можно проверить или изменить.

Затем по такому же принципу создаем вторую таблицу — справочник магазинов.

Теперь наполним справочники данными. Нажмите правой кнопкой мыши на таблице products и выберите пункт Select Rows.  

Откроется окно, в верхней части которого можно писать SQL-запрос, а в нижней отобразится результат. Добавлять новые записи в таблицу можно как при помощи SQL, так и графического представления.

Мы воспользуемся графическим интерфейсом: в нижней части окна создадим несколько строк. Достаточно указать названия товаров, а идентификатор заполнится автоматически. Затем нажмем кнопку Apply.

Workbench снова покажет скрипт перед тем, как применить действия. Его можно проверить или изменить.

Точно также добавим несколько записей в таблицу stores.

Создать модель

Теперь перейдем к другому, более наглядному способу работы с БД — моделям. Модель — это способ графического представления таблиц и связей между ними. В этом режиме все таблицы будто нарисованы на листе бумаги, а стрелки между ними показывают взаимосвязи. Но в отличие от листа бумаги, таблицы можно легко добавлять, изменять, удалять и перемещать.
Например, вот схема небольшого, но реального проекта. В крупных проектах схемы БД могут быть во много раз больше.

Модель можно создать несколькими способами.

  • Создать новую модель с нуля. Это подходит для случаев, когда Workbench используется с самого старта проекта. Тогда все таблицы можно создавать и изменять в модели.
  • Создать из существующей схемы или скрипта. Это подходит для случаев, когда БД уже создана, и теперь нужно перевести ее в графический вид.

Мы воспользуемся вторым способом: импортируем наши таблицы, а затем в одну из них добавим новое поле и создадим еще одну таблицу для связи.

В главном меню Workbench выбираем Database — Reverse Engineer. Дальше — выберем созданное ранее подключение и в следующем окне отметим, что нужно импортировать нашу схему.

Во всех последующих окнах оставляем значения по умолчанию, нажимая кнопку Next.
В результате появится модель с нашими таблицами. На ней отображается название таблиц, поля и их типы.

Мы уже знаем, как самим создавать таблицу в MySQL Workbench. А теперь посмотрим, как это можно сделать автоматически. Нам нужна еще одна таблица, в которой будет храниться связь: какой товар в каком магазине продается. Самый простой способ это сделать — использовать инструмент n:m Relationship. Выбираем его на панели инструментов, а потом по очереди кликнем на каждую таблицу.

MySQL Workbench сам создаст новую таблицу, даст ей имя и добавит в нее поля.

Обратите внимание, что поля stores_id и products_id являются одновременно и первичными (primary key), и вторичными ключами (foreign key). Это означает, что в эту таблицу можно будет добавить только те товары и магазины, которые есть в справочниках. К тому же, в таблице нельзя будет создать две одинаковые записи. Это как раз то, что нам нужно.

Теперь добавим в справочник магазинов поле с адресом. Для этого два раза кликнем на таблице Stores, и в нижней части окна появится область для редактирования полей. Эта область аналогична той, с которой мы работали при создании первых двух таблиц. Создадим новое поле Address.

Мы внесли изменения, которые хотели. Но если сейчас посмотреть на схему, то мы увидим, что на самом деле в таблицах ничего не поменялось. Нет ни новой таблицы, ни нового поля. Это потому, что модель не связана с БД явно. В процессе импорта мы создали модель на основе существующей схемы, но они никак между собой не связаны. Схема может жить своей жизнью, а модель — своей. Чтобы перенести изменения из модели в схему, нужно сделать это явно.

Для этого в главном меню Workbench выбираем пункт Database — Synchronize Model, в открывшемся окне выбираем соединение. Далее во всех окнах оставляем значения по умолчанию и нажимаем кнопку Next.
Затем Workbench проанализирует различия в модели и схеме и сгенерирует скрипты для обновления схемы. На скриншоте видно, что создастся одна новая таблица, и в существующую таблицу добавится новое поле.

Применим этот скрипт. Чтобы проверить, что все получилось, возвращаемся в схему и видим, что в ней появились наши изменения.

Импорт и экспорт данных

Рассмотрим еще две полезные функции MySQL Workbench — экспорт и импорт. Они позволяют экспортировать схему со всеми таблицами и данными, и затем импортировать в новую БД. Это может быть полезно для создания резервных копий или переноса БД на другой сервер.
Сначала мы экспортируем схему, потом удалим все таблицы в ней и затем восстановим таблицы из бекапа.

В главном меню Workbench выберем пункт Server — Data Export. В открывшемся окне выберите схему и все таблицы в ней. Затем укажите путь, куда сохранить файлы и нажмите кнопку Start Export. В окне есть и другие дополнительные опции, но для нашего примера достаточно значений по умолчанию.

Чтобы показать процесс восстановления, мы удалим все существующие таблицы. Для этого выделите их и в контекстном меню нажмите Drop 3 Tables.

В открывшемся диалоговом окне выберите вариант Drop Now. Теперь у нас снова пустая схема, как было в самом начале.

Теперь будем восстанавливать данные. Зайдем в главное меню Workbench, Server — Data Import. Выбираем директорию, где мы сохранили дамп, отмечаем схему и все таблицы. Затем нажимаем кнопку Start Import.

Сразу после окончания импорта мы не увидим таблицы, сначала нужно обновить схему. Для этого в контекстном меню выбираем пункт Refresh All.

Видим, что все таблицы восстановились. Проверим данные в них — все на месте. Значит импорт прошел успешно.

Этот сценарий может использоваться для создания резервных копий и их восстановления.

Но так как мы пользуемся управляемой СУБД на платформе Selectel, нам не нужно заботиться о создании бэкапов, это делается автоматически.

Заключение

Мы познакомились с инструментом MySQL Workbench и узнали, для чего он используется. Научились создавать таблицы, добавлять в них поля и указывать их свойства. Также поработали со схемами — удобным графическим способом представления таблиц. Напоследок узнали, как с помощью MySQL Workbench экспортировать базу данных, и затем восстановить ее.

Теперь вы можете подключаться к своим рабочим проектам или создавать новую архитектуру БД с нуля.

Что дальше?

Зарегистрироваться в панели управления

Регистрируйте аккаунт в панели управления Selectel, пополняйте баланс удобным способом и подключайте наши продукты.
Перейти в панель

Узнать о продукте больше

Все о принципах работы «Облачных баз данных», задачах и фичах читайте на нашем сайте.
Читать про продукт

Комментарии