Четыре тренда при выборе IT-инфраструктуры в 2022 году
В тексте выделили четыре главных тренда минувшего года, которые будут актуальны и в 2022.
В этом году многие компании ощутили потребность в развитии IT-инфраструктуры — одни быстро росли и хотели масштабироваться, у других истек срок эксплуатации собственного «железа», третьи только начали работу и планировали архитектуру.
В тексте выделили четыре главных тренда минувшего года, которые будут актуальны и в 2022 — на них можно опираться при выборе или переоценке состава своей инфраструктуры. А еще собрали подсказки, как найти надежного IT-провайдера.
Использовать on-prem — больше не рациональная стратегия
Стоимость инфраструктуры складывается не только из цены серверов. В нее также входит содержание и обучение штата технических специалистов, расходы на электричество и охлаждение, покупка лицензий на ПО, апгрейд оборудования. К списку стоит добавить соответствие инфраструктуры 152-ФЗ (актуально в случае хранения и обработки персональных данных).
Если использовать собственные серверы, все вышеперечисленные пункты (читай — расходы и риски) ложатся на плечи компании.
Совет: если у вас собственное «железо», перевезите его в дата-центр на colocation или используйте как резервную площадку. Для дальнейшего масштабирования арендуйте инфраструктуру у провайдера. Так вы снизите капитальные затраты, сможете гибко управлять ресурсами и быстро масштабироваться при необходимости.
Не бойтесь переезда в облако, у него много плюсов
Потеря данных и контроля в случае сбоя и, как следствие, финансовые и репутационные риски — один из самых распространенных страхов, который останавливает компании от миграции в облако. Однако по факту проблемы с хранением и восстановлением информации нет — все решается грамотным резервированием данных и инфраструктурой, а также выбором провайдера (об этом ниже).
Аргументы в пользу облачной инфраструктуры часто перевешивают. Так, переезд с собственных или арендованных bare-metal-серверов позволит быстрее адаптироваться к нагрузкам (при необходимости можно увеличивать потребление ресурсов и оперативно откатываться обратно), прозрачно управлять вычислительными мощностями из панели управления, платить по мере потребления.
Совет: для оптимизации затрат и ускорения разработки сервисов рассмотрите облачные решения. Узнать больше о доступности сервисов в облаках можно в кратком обзоре Selectel, а о безболезненной миграции — по ссылке.
Иногда выделенные серверы или гибридная инфраструктура — лучшее решение
В ряде случаев быстро построить работающую инфраструктуру в облаке дороже, чем на выделенных серверах. Например, когда у вас большая база данных (требуется много дисков), собственный инженерный штат и высокие требования к производительности (актуально для высоконагруженных сервисов — такси, маркетплейсов и других).
Еще один сценарий развития — сочетание выделенных и облачных серверов. Гибридная инфраструктура позволяет использовать сильные стороны обоих подходов. Физический сервер подойдет для стабильных, «тяжелых» систем, а виртуальные машины подхватят задачи, требующие гибкости. Например, когда нужно масштабировать ресурсы во время пиков посещаемости и быстро разворачивать тестовые среды.
Совет: рассмотрите готовые конфигурации выделенных серверов для быстрого запуска, создайте кастомные под свои задачи или воспользуйтесь преимуществами гибридного облака.
VDI как средство оптимизации затрат
Из-за пандемии коронавируса компании массово перешли на формат удаленной работы. Как следствие, возникла потребность в VDI — технологии виртуальных рабочих столов на базе облачной инфраструктуры.
VDI позволяет компаниям дистанционно «раздавать» каждому сотруднику необходимые вычислительные ресурсы, корректировать их объем при необходимости и четче планировать развитие инфраструктуры на год. Все данные хранятся и управляются централизованно, администратор может автоматически применять изменения для всех пользователей — например, настраивать резервирование, обновлять ПО или управлять трафиком. Это экономнее и проще, чем закупать и содержать десятки ПК со специфическим программным обеспечением.
Что касается безопасности, все данные — в том числе и конфиденциальная информация — хранятся не на жестком диске компьютера сотрудника, а в дата-центре (т.е. защищены от промышленного шпионажа или взлома ПК). В случае подозрительной активности специально настроенные скрипты блокируют рабочее место. Подробнее о преимуществах и недостатках VDI читайте в статье.
Совет: организуйте удаленные рабочие столы для сотрудников и сэкономьте ресурсы с помощью VDI. Если сомневаетесь, посмотрите кейс «ПИК» и Selectel — мы помогли строительной компании перевести команду проектировщиков зданий на удаленку, адаптироваться к новому формату работы в разгар пандемии и сместить фокус с капитальных затрат на операционные.
Как выбрать надежного провайдера?
В системном развитии инфраструктуры важно не только то, что вы арендуете — стойко-место, серверы или сервисы, но и у кого. Идеальный вариант — начать строить отношения с IT-провайдером «вдолгую» с первого дня совместной работы. В противном случае придется планировать переезд к другому поставщику услуг, а это может больно ударить по планам, бюджету и моральному духу команды.
Ниже — пять критериев, которые помогут выбрать надежного IT-провайдера на отечественном или зарубежном рынках.
SLA
Соглашение об уровне обслуживания — это договор между провайдером и клиентом о качестве предоставляемого сервиса, а также времени реакции в случае инцидентов.
Документ подробно описывает распределение ролей между сторонами и алгоритм действий в случае простоя. Он помогает участникам процесса говорить на одном языке, определяя общие термины (например, устанавливает, что такое down time), а также управляет ожиданиями. Например, регламентирует работу в выходные и ночью, способ обратной связи и скорость ответа технической поддержки, размер компенсации из-за простоя и принципы ее расчета, скидки и бонусы.
На заметку: SLA помогает детально разобраться, чего ждать от инфраструктурного провайдера в разных ситуациях. Подробнее о том, что включает в себя типовое соглашение, рассказываем в блоге Selectel.
Технологии и сертификация
Ответственный провайдер не тестирует экспериментальные функции на клиентах, а предлагает проверенные решения. Поэтому не стесняйтесь запросить кейсы или другие доказательства надежности продуктов и услуг. Кроме того, узнайте, как реализуются бэкапы — какая скорость восстановления и есть ли возможность заранее протестировать систему.
Что касается сертификации, обратите внимание на Tier — это стандарт надежности ЦОД, разработанный организацией Uptime Institute. Всего существует четыре уровня, самые надежные — Tier III (отказоустойчивость — 99,98%) и Tier IV (отказоустойчивость 99,99%): с ними все технические работы в дата-центре проходят без даунтайма.
Также рекомендуем узнать о PCI DSS — это сертификат, который позволяет хранить данные платежных карт в ЦОД. А еще про соответствие инфраструктуры 152-ФЗ (закону о персональных данных).
На заметку: Дата-центры Selectel соответствуют международным стандартам Tier III. Мы резервируем системы ЦОД, чтобы во время плановых работ сервисы продолжали работать.
Опыт работы и финансы
При выборе IT-провайдера узнайте, сколько лет компания существует на рынке, сколько у нее сотрудников и какие профессиональные сертификаты они имеют. Изучить отзывы и истории успеха тоже будет полезно, однако данных может быть немного — часто компании связаны NDA (соглашением о неразглашении данных), поэтому могут показать только часть своей работы.
С точки зрения финансовой устойчивости провайдера важны данные о:
- размере компании и выручке;
- собственных активах: дата-центрах, зданиях, земельных участках;
- «финансовом здоровье» — прибыльности и динамике роста на рынке.
На заметку: У Selectel шесть дата-центров в России — в Москве, Петербурге и Ленинградской области. Посмотрите, как они выглядят, в видеоэкскурсии.
Зоны доступности
Наличие нескольких зон и присутствие в разных регионах России дает возможность безопасно переносить и резервировать свою инфраструктуру. Так, если что-то случится с инфраструктурой в одной локации, нагрузка перераспределится на серверы в другом регионе — сервисы и приложения продолжат работать.
На заметку: Присутствие в разных регионах — преимущество не только с точки зрения отказоустойчивости, но и более эффективной доставки контента: задержки из-за удаленности от конечного пользователя, увы, никто не отменял.
Независимость и фокус деятельности
Уверенность в неангажированности и профильности партнера (важно, чтобы предоставление IT-инфраструктуры было основны бизнесом провайдера) — крепкий фундамент для выстраивания отношений «вдолгую» и фокусирования на развитии бизнеса.