Что учесть из SEO при создании сайтов - Академия Selectel
В панель

Что учесть из SEO при создании сайтов

Марина Киреева Марина Киреева Специалист по продвижению сайтов 3 июля 2024

Текст будет полезен вебмастерам, маркетологам и всем, кто создает сайты. Он поможет вашему ресурсу занять топовое место в поисковой выдаче.

Изображение записи

Ранее мы выпустили текст о том, как разработать HTML-шаблон страницы с учетом SEO. Мой материал больше ориентирован на оптимизацию разных типов сайтов, а не код.

Какие типы сайтов существуют

Чтобы учесть все тонкости продвижения в поисковых системах, на начальном этапе необходимо определить, какой у вас будет сайт. 

По виду информации на ресурсах их можно разделить на две группы:

  • коммерческие, их главная цель —  продажа товара или услуги;
  • информационные, предназначены для получения сведений или общения пользователей. 

Для упрощения классификации подумайте, какой функциональностью будет обладать ваш сайт. А ниже я расскажу о тех видах, которые чаще всего монетизируют.

Сайты услуг. Такие веб-ресурсы обычно предлагают какой-либо сервис и могут быть созданы как на более сложной CMS (Content Management System) или самописной, так и с помощью конструкторов, например Tilda. Количество страниц на таких сайтах варьируется в зависимости от размера бизнеса и в среднем начинается от 50–100.

Пример сайта услуг.

Товарные сайты. Основная цель веб-ресурса — продажа продукции напрямую покупателю на разных условиях, например, с доставкой или самовывозом. Количество страниц зависит от ассортимента товара, но забегая немного вперед, скажу, что чем их больше, тем лучше для SEO. Из этого можно сделать вывод, что ограниченные в возможностях и неповоротливые по своей природе конструкторы сайтов в данном случае лучше не использовать.

Пример товарного сайта.

Информационные сайты. Ресурсы на различных площадках с постоянным обновлением контента и вовлечением пользователей с помощью комментариев и реакций. Они  могут быть как локальными, для отдельного региона или вида деятельности, так и охватывающими весь мир с сотней тысяч визитов в день. 

Да-да, на информационных сайтах тоже можно зарабатывать. Например, самый популярный вид дохода на них — реклама. Она может быть как контекстной, где заказчик платит определенный процент с визита или клика. Или в виде баннеров, размещенных на сайте.

Пример информационного сайта.

Агрегаторы или маркетплейсы. Такие сайты собирают и классифицируют товары, услуги и даже информацию на любую тему. Их основная отличительная черта — количество и разнообразие предложения. Как правило, новостные источники, поставщики товаров или услуг на таких сайтах могут быть различными. При этом сам веб-ресурс предоставляет место для размещения или перенаправляет на сайт продавца.

Поисковые системы лояльны к таким ресурсам. А пользователи выбирают маркетплейсы за разнообразие предложения и большое количество информации и отзывов. 

Пример маркетплейса.

Как создать структуру для каждого типа сайта с учетом SEO

Для всех типов сайтов существуют общие требования, при соблюдении которых вы выполните уже половину работы для первоначальной оптимизации. Для упрощения разделю их на два вида: технические и контентные.

Технические требования

  • Адрес каждой страницы (URL) прописан латинскими буквами и понятен человеку при чтении. Кириллица при копировании адреса страницы может преобразоваться в набор нечитаемых символов.
  • Для сайта выбран основной адрес, например, https://site.com. Для остальных зеркал с www, / и прочих — настроена переадресация. Так вы исключите появление большого числа дубликатов страниц.
  • Вложенность каталогов не превышает двух уровней. Это связано с тем, что поисковые системы считают наиболее важной информацию, которая ближе расположена к главной сайта.
  • Настроена автоматическая генерация XML-карты сайта. Так роботу поисковой системы будет проще отслеживать появление новых страниц и эффективнее расходовать краулинговый бюджет.
  • Сайт работает без ошибок 500 и 400. В статье о падении сервера я рассказала, как важна постоянная доступность сайта для его продвижения. Поэтому позаботьтесь о выборе хорошего хостинга.
  • Ресурс оптимизирован под мобильные устройства — большое количество пользователей посещают веб-ресурсы именно с телефонов. Нужно учесть скорость загрузки, отсутствие мелких элементов (кнопок), горизонтальной прокрутки, окон с большим количеством рекламы.
  • Сайт доступен для всех пользователей. Помните про «accessibility» — так ваш ресурс смогут использовать люди с ограничениями по здоровью. К тому же поисковые системы, особенно Google, будут выше ранжировать на выдаче.

Требования к контенту

  • Текст на каждой странице уникален. Поисковые системы умеют определять повторяющийся контент и маркировать страницы как дубликаты, исключая из выдачи.
  • Текст структурирован, имеет заголовки и подзаголовки. Одно из самых старых правил SEO: тег <h1> на любой странице всегда должен быть один. Также для улучшения восприятия информации текст лучше поделить на подзаголовки и разделы. Каждый должен содержать законченную мысль.

Далее мы разберем, какие разделы и элементы необходимы для каждого вида сайтов. 

Сайт услуг

Чтобы пользователю было удобно определиться с выбором услуги или найти необходимую информацию о ней, а вам — выгодно выделиться среди конкурентов, продумайте наличие этих элементов на сайте.

  • Номер телефона. Чтобы потенциальный потребитель мог сразу связаться с вами и обговорить детали.
  • Раздел отзывов. Хорошо, если ваш бизнес уже выстроен и клиенты приходят к вам по сарафанному радио, но все чаще пользователи интернета делают свой выбор на основе опыта других пользователей. Так вы повысите уровень доверия.
  • Раздел контактов с картой проезда, если услуга предоставляется офлайн. Если бизнес подразумевает посещение офиса для получения вашей услуги, можно добавить схему проезда и фотографии с описанием, как вас найти. Это поможет пользователю быстрее сориентироваться.
  • Лицензии и сертификаты для юридической, медицинской и экономической сферы деятельности. Такие сайты регулируются требованиями нормативных актов, поэтому в некоторых случаях наличие юридической информации обязательно. Для пользовательского опыта это тоже всегда большой плюс и повышение лояльности со стороны ваших клиентов.

Интернет-магазин

Характерные черты интернет-магазина — наличие товаров и разнообразие ассортимента. А вот что еще важно учесть при разработке сайта такого типа.

  • Цена товара — самый важный фактор. В HTML-коде должна быть указана валюта платежа. А вот добавлять цену или валюту в формате IMG или SVG нельзя.
  • Карточки товаров должны содержать изображения, технические характеристики, отзывы потребителей, цену, акционные предложения, рейтинг с Яндекс, Google карт или отзовиков. Также можно добавить на сайт реакции пользователей.
  • Личный кабинет и корзина для покупок помогут роботу поисковой системы идентифицировать ваш сайт как магазин и чаще предлагать товары с него в выдаче.
  • Наличие раздела с избранным или закладками. Так вы сможете мотивировать пользователя совершать отложенные покупки, снова возвращаясь на ваш сайт. Пользовательское поведение — важный фактор для поисковых систем. 
  • Поисковики выступают за честность и прозрачность в совершении сделок, поэтому одним из положительных факторов будут условия доставки и оплаты, размещенные на сайте магазина.
  • Чем больше каталог товаров на вашем сайте, тем большее количество запросов пользователей вы можете закрыть, а это всегда положительный фактор для поисковых систем.

Часто небольшие магазины сталкиваются с проблемой разнообразия ассортимента — есть небольшой лайфхак, как его расширить. Если в карточке товара представлено несколько цветов или комплектаций, то ее можно разбить на несколько, тем самым искусственно увеличив ассортимент.

Пример двух карточек: товар отличается только цветом.

Информационный сайт

Основной показатель на таких ресурсах — трафик, то есть количество пользователей в определенный момент времени. А чтобы занимать ТОП в выдаче, тем самым увеличивая число посещений сайта, при разработке нужно учесть такие факторы.

  • Используйте XML-карты и RSS-ленты. Они нужны для быстрой индексации контента и помогают пользователям быть в курсе ваших обновлений.
  • Время загрузки страницы должно быть минимальным. Иначе пользователь может покинуть ресурс в поиске более быстрого источника информации.
  • Используйте внутреннюю перелинковку. Ссылки на релевантные и актуальные статьи помогают увеличить трафик и улучшить поведенческие метрики.  
  • Запланируйте при верстке страниц, в каком месте вы будете размещать рекламу, чтобы при появлении партнеров или заказчиков не нужно было в срочном порядке менять дизайн и дорабатывать код.
  • Сайтам с высокими требованиями к качеству контента полезно указывать автора и размещать информацию о нем на отдельной странице.

Маркетплейс или агрегатор

Отдельный вид сайтов, который может совмещать в себе все требования, описанные выше. Его основная задача — покрыть максимальное количество поисковых запросов вне зависимости от того, коммерческие они или информационные. 

Чтобы привести как можно больше пользователей на сайт и удержать их, при создании ресурса продумайте следующее.

  • Используйте фильтры, теги и сортировки. С их помощью получится охватить большое количество ключевых слов.
  • Создайте страницы брендов или специалистов. Пользователи часто ищут информацию о незнакомом бренде или профессионале перед покупкой товара либо заказом услуги. 
  • При проектировании сайта учитывайте, что на площадке будет две категории пользователей: продавцы и покупатели. Поэтому нужно продумать два варианта личного кабинета и их функциональность.
  • Реализуйте персонализированные рекомендации для каждого пользователя на основе уже просмотренных товаров, услуг или статей. Такой подход увеличит количество времени, проводимое пользователем на сайте, что положительно скажется на общей репутации сайта для поисковика.
  • Агрегаторы всегда составляют рейтинги и ТОП-листы продуктов, услуг или новостей, поэтому стоит учесть наличие такого раздела в основном меню.

Как настроить шаблоны метатегов

Когда каждый тип страниц для сайта готов, нужно подготовить содержимое метатегов и заполнить их в административной панели ресурса.

Метатег — это служебная часть HTML-кода страницы, расположенная в теге <head>. Они служат для предоставления информации о самой странице. Для SEO это способ взаимодействия с поисковыми машинами через Title и Description.

Для больших сайтов с сотнями страниц, где постраничная оптимизация может занять не один час, подойдут готовые и автоматически настраиваемые Title и Description. Но если вам срочно нужно зарелизить небольшой сайт, то шаблонные метатеги будут практичным решением для этого.

Самые распространенные шаблоны включают в себя:

  • название услуги или товара, 
  • их цену,
  • наименование сайта или бренда,
  • регион продвижения,
  • заголовок статьи,
  • ее автора и дату публикации. 

Такие данные обычно можно сформировать на основе переменных документа из тегов <h> , <div> и других.

А чтобы занять выигрышное положение, при наполнении сайта контентом сразу используйте самые популярные ключевые слова в <h1>. Но стоит помнить, что они должны быть вписаны органично, в нужном роде, падеже и числе.

Часто встречаю на сайтах, не только старых, но и молодых в том числе, заполненное поле Keywords. Сейчас это уже рудимент, так как перечисление ключевых слов через запятую никак не влияет на позиции и продвижение сайта.

Где искать ключевые слова

На начальном этапе можете воспользоваться бесплатными сервисами, а в дальнейшем уже проводить аналитику и корректировать вхождения ключевых слов с помощью SEO-инструментов.

  • Яндекс Вордстат показывает несколько видов частотности запросов: общую и точную. Для начального этапа при создании сайта можно опираться только на общую. 
  • Google ADs предназначен для настройки контекстной рекламы и анализа необходимых ключей, но для SEO он тоже будет полезен для поиска идей и анализа спроса.

Оба сервиса работают по схожему принципу: нужно ввести одно или несколько слов, напрямую характеризующих вашу сферу деятельности (бизнеса) или же тематики сайта, а сервис покажет наиболее популярные запросы за месяц. Еще у них есть функции настройки региональности и поиска близких по тематике слов-синонимов.

Выбор поисковой системы для продвижения

Если вы планируете продвигать свой сайт в России, ориентируйтесь на две поисковые системы: Google и Яндекс. У каждой есть свои особенности и факторы, влияющие на продвижение. Например, Google более дружелюбен к IT-тематике, а в Яндексе проще развивать локальный бизнес. 

Иметь одинаковые позиции в обоих поисковиках практически невозможно из-за разницы в подходах к индексированию. Поэтому в первые месяцы после релиза проекта понаблюдайте, где ваш сайт чувствует себя более уверенно, а у вас получается достигать поставленных целей, будь то трафик на сайт или количество продаж. В дальнейшем советую сфокусироваться именно на выбранной поисковой системе, так как, улучшая что-то для высокой позиции в Яндексе, вы можете потерять хорошие показатели в Google. А вернуться на лидирующее место обратно бывает сложно.

Читайте также: