База знаний 2.0
С развитием услуг Selectel три года назад для удобства клиентов мы обновили панель управления и объединили все справочные материалы в единую систему — базу знаний. Каждой предоставляемой услугой Selectel можно управлять в личном кабинете — панели управления. Основная идея портала документации — предоставить нашим клиентам возможность в любое удобное для них время самостоятельно найти ответы […]
С развитием услуг Selectel три года назад для удобства клиентов мы обновили панель управления и объединили все справочные материалы в единую систему — базу знаний.
Каждой предоставляемой услугой Selectel можно управлять в личном кабинете — панели управления. Основная идея портала документации — предоставить нашим клиентам возможность в любое удобное для них время самостоятельно найти ответы на большинство интересующих их вопросов об услугах Selectel.
Техническая реализация базы знаний и ее визуальная составляющая трехлетней давности полностью покрывали все потребности справочника с информацией. Но за прошедшее время компания не стояла на месте, а активно развивалась, как запуская новые услуги, так и развивая уже существующие.
Около года назад мы обратили внимание на то, что существующая онлайн-справка не отвечает требованиям наших клиентов:
- меню навигации разрасталось, как плодовое дерево, не знающее заботы садовника;
- поиск перестал быть удобным;
- визуальное оформление постепенно устаревало.
Небольшой экскурс в прошлое
Еще десять-пятнадцать лет назад мало кто из компаний, производящих программное обеспечение в России, мог похвастаться наличием онлайн-справки. Руководства по эксплуатации писали в формате Word с применением вечно съезжающих стилей, пытаясь применить ГОСТы, созданные в 70-х годах 20 века к современным и постоянно меняющимся требованиям.
В среде технических писателей всё ещё популярен мем:
По сей день существуют компании, которые уже могут похвастать удобным интерфейсом сайта, но при этом их документация остается на уровне «скачается инструкция в формате pdf на 45 листов».
В крупных компаниях база знаний прочно связана с технической поддержкой. В идеальном сферическом в вакууме мире, пользователь должен иметь возможность самостоятельно находить 80% ответов на свои вопросы, не обращаясь в техническую поддержку.
Портал с документацией явной прибыли не приносит, но может экономить время технической поддержки за счет сценария:
- Пользователь заказал услугу.
- Столкнулся с неочевидными моментами при настройке.
- Хотел обратиться в техническую поддержку.
- Зашел в базу знаний и нашел нужную информацию самостоятельно.
- Не обратился в техническую поддержку.
- Профит!)
Зачастую бытует мнение, что справочная информация только помогает пользователям разбираться в услугах после их подключения. Вероятно, так было в те времена, когда выпускали печатные книги с информацией по работе в ОС Windows. Но сейчас становится настолько же важным открыто показывать потенциальным пользователям, как действует услуга до приобретения.
Какая задача стояла перед нами
Наше визуальное решение перестало позволять легко находить нужные статьи, и существующее меню превратилось в нечитаемую «простыню». Нечитабельная документация также плоха, как неактуальные тексты. Люди привыкли читать хорошо сверстанные материалы. Блоги, соцсети, медиа — весь контент подается не просто красивым, но и удобным для чтения, приятным для глаза. В настоящее время нельзя игнорировать UX и UI требования, тем более для такого огромного массива текстов.
С развитием технологий визуального оформления сайтов, мы заметили, что внешний вид нашей базы знаний устарел. Простое использование якорей и списков в статьях базы знаний не помогало. Надо было пересмотреть всю структуру документации и поисковый механизм.
Часто возникающие проблемы с документацией:
• Вообще отсутствует или никто не знает о ее существовании.
Инструкция, которую нельзя найти, ничем не лучше инструкции, которой нет.
Мы решали эту проблему следующим образом — стали добавлять ссылки на полезные статьи в нашей ежемесячной рассылке, добавляем переходы на продуктовых страницах сайта, а также наладили оповещение всех заинтересованных сотрудников компании через специальный канал в корпоративном мессенджере.
• Устаревает и вовремя не актуализируется.
Процесс документирования не встроен в разработку продукта, документация делается по остаточному принципу.
В нашем случае, менеджер по продукту в процессе работы над новой функциональностью также ставит задачу на документирование этой новой функциональности.
• Документация сложная и плохо организована, проще спросить у технической поддержки, как решить возникший вопрос.
Писать документацию ради документации бессмысленно, она должна быть легко доступна. Чем больше вариантов найти документ — тем лучше.
Мы полностью пересмотрели конструкцию разделов нашей базы знаний, в некоторых случаях универсальные шаблоны не работали, поэтому нам надо было активно взаимодействовать за всеми заинтересованными сторонами, будь то менеджер продукта, техническая поддержка или команда фронтенд-разработки.
Как это работает теперь
Техническая реализация
Первоначально база знаний была построена на основе объединения Confluence и генератора статических страниц.
Мы отказались от Confluence и перешли к принципу Documentation-as-Code.
Сейчас все исходные тексты для базы знаний верстаются в формате Markdown и хранятся в системе хранения версий Git. Из хранилища с помощью генератора статических сайтов Hugo собирается сайт базы знаний. Сайт генерируется из файлов, содержащихся в master-ветке Git-репозитория. Обновить данные можно только через pull-request, что позволяет проверять все новые разделы документации перед тем, как они будут опубликованы в общем доступе. Такая система также облегчает подход к внесению правок — сотрудники компании всегда могут создать ветку и добавить в нее все нужные изменения.
Подробнее о Documentation as Code
Принцип «документация как код» подразумевает использование при написании документации того же инструментария, что и при создании кода:
- языки разметки текста;
- системы контроля версий;
- code review.
Главная цель такого похода в создании условий для совместной работы всей команды над итоговым результатом — полноценной базой знаний и инструкциями по использованию отдельных сервисов продукта.
Визуальная составляющая
Первым делом требовалось пересмотреть навигацию и создать правила, по которым бы формировались разделы базы знаний. Совместно с UX-проектировщиками мы подготовили информационную архитектуру. Структура должна быть максимально прозрачной, чтобы читатель не задумывался: «А где можно найти эту статью?». Если обобщить, то есть два подхода:
- От интерфейса. Содержание дублирует разделы панели (отдельно по услугам). Так было в предыдущей версии базы знаний.
- От задач. Названия статей и разделов отражают задачи пользователей.
Для того, чтобы упорядочить структуру, мы применили комбинацию этих двух подходов. Даже в новых версиях панели управления с продуманным UX и UI необходимо давать пояснения, как минимум, к терминам, так как наши продукты технически сложные, а пользователи — очень разные.
Помимо обновления оглавления, мы доработали поиск и «хлебные крошки». «Хлебные крошки» — это путь пользователя до текущей страницы с возможностью вернуться на любой уровень. В предыдущей версии базы знаний нельзя было попасть в оглавление и это было неудобно, поэтому в новой версии мы это поправили.
Вместо заключения
— У нас, когда долго бежишь, непременно попадаешь в другое место.
(Льюис Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»)
— Ну, а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место, нужно бежать вдвое быстрее.
То, что мы уже сделали, — лишь очередной шаг на пути совершенствования базы знаний.
В дальнейших планах, помимо добавления новых статей, описывающих детали работы с нашими услугами, визуализация документации к API наших сервисов.