Как технологии делают донорство крови эффективным?
DonorSearch — крупнейшее в России сообщество доноров крови, которое за несколько лет выросло из небольшого паблика в соцсети в современную IT-платформу.
DonorSearch — крупнейшее в России сообщество доноров крови, которое за несколько лет выросло из небольшого паблика в соцсети в современную IT-платформу.
Из паблика в полноценный онлайн-сервис
DonorSearch появился в ноябре 2010 года. Изначально это была группа «ВКонтакте», где помогали в поиске доноров крови.
Нынешний вид проект приобрел в конце 2017 — тогда команда получила поддержку от Фонда президентских грантов и направила средства на разработку. В итоге удалось построить онлайн-платформу, которая не только связывает тысячи доноров и центры крови, но и мотивирует население, борется с мифами и страхами.
«Люди отказываются сдавать кровь не потому, что для этого нет удобного сайта и push-уведомлений. Это комплексная проблема: страшилки о вреде донорства, хлипкая мотивация (не сдам я, так кто-нибудь другой), непрозрачная система центров крови (куда, кому, что нужно). Так от одного направления с понятной болью мы пришли к целой системе», — рассказывает Руслан Шекуров.
Сейчас на платформе есть календарь мероприятий, полезные материалы про здоровье и советы от «практиков», бонусная программа для членов комьюнити и сервис для менеджеров центров крови. Последняя фича пока на стадии эксперимента — в будущем сервис должен превратиться в полноценную CRM-систему для коммуникации с донорами. С его помощью можно будет актуализировать потребности центра (проверять, какая группа крови в достатке, а какой не хватает), создавать объявления и анонсировать мероприятия, редактировать данные и видеть список пользователей, планирующих посетить центр.
Ежемесячно в системе DonorSearch регистрируется свыше 3 тысяч человек, а сайт посещают около 30 тысяч.
Проблемы и решения
Главная боль руководства — нерегулярность донаций. Отчасти она связана с большой нагрузкой на пользователя: в отличие от приложений для вызова такси или заказа еды, сдать кровь онлайн не получится.
Чтобы мотивировать людей, команда проекта решила ввести систему внутренних наград.
Мы поняли, что ключевая потребность донора — признание. Признание от родителей, общества, бизнеса — мол, я молодец, сделал хорошее дело. Я не один, нас много. Понятно, что никто не пойдет сдавать кровь ради скидки, но классно иметь привилегию.
основатель проекта Руслан Шекуров
Сейчас пользователи DonorSearch могут получить подписку на сервисы more.tv и Bookmate, скидки на курсы «Нетологии», покупки на Lamoda, абонемент FitMost и не только.
Что под капотом?
Команда проекта состоит из директора организации (он же отвечает за IT-развитие платформы), руководителя направления медиа и коммуникаций (на нем спецпроекты, соцсети, позиционирование и поддержка доноров), а также менеджера донорских мероприятий.
«IT-часть у нас на аутсорсе: содержать штат из двух разработчиков, аналитика, техлида и дизайнера слишком дорого. Сейчас мы работаем с агентством из Казани, у команды которого большой опыт в разработке социальных IT-проектов», — делится Руслан Шекуров.
Помимо сайта, запустили PWA-приложение — это «карманная» версия ресурса, дублирующая мобильную версию. По сравнению с нативным приложением оно дешевле в разработке и поддержке.
Платформу создавали на базе Open Source-решений — ПО с открытым исходным кодом, которое можно доработать под свои нужды без нарушения авторских прав. За основу взяли фреймворк Django, написанный на Python, и веб-сервер Caddy. SSR на сайте работает через фреймворк Next.js. Эта технология позволяет сайту работать быстрее — код запускается на сервере, а не в браузере пользователя, избавляя устройство от лишней нагрузки. Аналитику специалисты DonorSearch отслеживают через Grafana и Prometheus, а данные пользователей хранят в реляционной базе PostgreSQL.
Сотрудничать с Selectel DonorSearch начал в 2014 году: тогда проект стал победителем Start Fellows — конкурса стартапов, организованного Павлом Дуровым. В качестве приза провайдер IT-инфраструктуры бесплатно предоставил серверы для поддержки сайта, что избавило от необходимости мониторить нагрузку и беспокоиться за трафик.
«Круто, что я вообще этим не занимался: где хостится, что и как», — вспоминает Руслан.
Платформа DonorSearch работает на облачных серверах Selectel. Виртуальная инфраструктура позволяет проекту гибко развиваться — выбирать из большого числа конфигураций и не переплачивать за неиспользуемые мощности, если трафик на сайт снижается. Также сервис ценит возможность создавать приватную сеть в желаемом регионе, добавлять подсети. Это важно для доступности DonorSearch в разных городах России.
Планы на будущее
Команда проекта планирует продолжить развивать институт регулярного и безвозмездного донорства, а также корпоративное донорство. Последнее удобно тем, что в процессе участвуют компании, которые могут помочь организовать своих сотрудников и дать официальный выходной.
Еще в планах подружить проект с нейросетями: сделать так, чтобы система, опираясь на данные пользователей, прогнозировала их поведение — предлагала релевантные бонусы в любимые магазины или показывала друзей, которые тоже зарегистрировались в приложении.
«В идеальном мире мы хотим понимать, сколько новых доноров активируется через год, сколько пришло, сколько убыло и сколько примерно нужно», — резюмирует Руслан.