Разбор: для каких проектов и задач необходим CDN и кому он вреден

CDN помогает ускорить загрузку контента для пользователей из разных городов и стран, а также снизить нагрузку на серверы. О том, кому и в каких ситуациях подойдет и не подойдет этот сервис — разбираемся в тексте.

Как работает CDN и какой контент ускоряет?

CDN — это сеть, состоящая из большого количества кэширующих серверов. Они ускоряют загрузку контента для конечных пользователей.

О каком контенте речь?

  • Статический контент → единые для всех пользователей элементы сайта, видео и фото, обновления ПО и игрового контента.
  • Потоковое вещание → аудио- и видеотрансляции в прямом эфире. Это задача, актуальная для медиаплатформы Selectel.

За счет того, что кэширующиеся серверы расположены по всему миру, время между запросом пользователя и ответом ресурса сокращается. В итоге ускоряется раздача и качество доставляемого контента. У Selectel сейчас 650+ кэш-серверов и 140+ точек присутствия.

Показываем наглядно, как работает сервис.

Пример работы сервиса

Если вашим ресурсом решат воспользоваться в Берлине, CDN автоматически выберет ближайший к городу сервер для быстрой доставки контента.

При первом запросе нужный пользователю файл загрузится в кэш CDN-сервера с основного — источника контента. При последующих запросах путь будет сокращен: контент будет сразу отдаваться с кэширующего CDN-сервера.

Важный нюанс: данные на CDN-серверах хранятся до тех пор, пока сохраняется частота обращения. Если кэш обновился, а новых обращений за настроенный период не было, файлы удаляются автоматически.

→ Подробнее о том, как устроена сеть доставки контента, а также как проходит загрузка и обновления файлов в кэше — читайте в базе знаний Selectel.

Кому нужен CDN?

Потребность в оперативной доставке контента без потери качества часто возникает у бизнес-проектов, которые работают в e-commerce и рекламе, разрабатывают игры и ПО, делают медиа, продвигают видео и аудиоконтент в интернете.

Три условия, обязательные для работы CDN.

Однако само по себе наличие файлов, которые нужно распространить онлайн, не единственное условие для эффективной работы сервиса. Также важно, чтобы пользователи:

  • потребляли единый для всех контент: открывали, смотрели и грузили одни и те же файлы;
  • были географически распределены;
  • часто и массово заходили на ресурсы проекта.

Если одно или несколько условий из списка не выполняется, CDN будет мало эффективен.

«Если у сайта низкая посещаемость, но при этом подключен CDN, это не поможет ускорить загрузку контента. Наоборот, за счет того, что в кэше не будет данных и все файлы будут загружаться с основного сервера, метрики эффективности упадут. К тому же, вырастут затраты — нужно будет оплачивать работу ненужного по факту сервиса»‎, — отмечает директор по развитию услуг Selectel Александр Тугов.

Примеры работы сервиса

Крупный маркетплейс vs локальное кафе

CDN полезенCDN бесполезен
У маркетплейсов есть постоянный трафик, а еще большой объем каталогов и карточек товаров с описаниями и фотографиями. Пользователи заходят онлайн из разных локаций, путешествуют по страницам и делают заказ.У локальных заведений сайты часто работают в качестве визитки. Редкие пользователи заходят, чтобы посмотреть фото интерьеров, позиции в меню, контактный номер телефона или адрес локации.

Online-игра vs offline-игра

CDN полезенCDN бесполезен
Online-игры регулярно выкатывают обновления, без загрузки которых пользователи не смогут войти в систему. В этом случае аудитория получает и загружает один пакет данных.В offline-играх обновления не так критичны — пользователи сами решают, обновлять или не обновлять текущую версию.

Популярный новостной ресурс vs онлайн-архив

CDN полезенCDN бесполезен
Современные медиа публикуют в день десятки материалов: тексты, фото и видео. Их открывают и просматривают сотни тысяч пользователей по всему миру.В случае с архивом частота обращений к уже опубликованным текстам резко падает — они не актуальны для широкой аудитории, полезны только единичным читателям.

Нужен ли CDN, когда вводные и контекст динамично меняются?

В некоторых случаях сеть доставки контента как сервис не нужна проектам постоянно — ее можно подключать и отключать в зависимости от необходимости и проблем бизнеса. Ниже рассмотрим несколько ситуаций, когда CDN может быть полезным временным решением для масштабирования.

Сезонные нагрузки: календарные праздники, ежегодные распродажи

Если продаете сезонные товары  (например, цветы на 1 сентября и валентинки на 14 февраля) или задумали массовую и ограниченную во времени распродажу, можно подключить CDN под повод. Сервис поможет справиться с пиковой загрузкой и не потерять клиентов.

Запуск рекламной кампании

Похожий пример с запуском рекламы. Если спланировали серию маркетинговых активностей (например, по продаже новой модели авто) и ведете трафик на посадочную страницу, убедитесь, что она не «ляжет»‎ из-за возросшей активности. В этом случае CDN поможет распределить нагрузку, не слив бюджет на продвижение.

Быстрорастущий проект

Другой кейс — вы запустили сайт или приложение (например, платный сервис с медитациями и телесными практиками), постепенно и системно его развивали. Вдруг из-за смены повестки (пандемии) проект резко стал востребованным: в разы выросла нагрузка, страницы стали медленнее загружаться. В такой ситуации CDN поможет адаптироваться, «переварить»‎ рост и платить только за фактический трафик.

Нужен ли CDN, если аудитория активно пользуется мобильным интернетом с мобильных устройств?

При передаче данных с помощью мобильного интернета появляется дополнительная (по сравнению со стабильным домашним Wi-Fi) задержка около 100-200 миллисекунд. А если на ситуацию влияет еще и географическая удаленность — например, сервер находится в Москве, а клиент в Новосибирске, — резко падает скорость передачи.

Когда к мобильной задержке добавляется географическая задержка, пропускная способность сети резко снижается. Время приема-передачи становится больше 100 мс, что недопустимо, если вы хотите сохранить клиентов.

Для проектов, которым нужна оперативная доставка контента, это особенно чувствительное препятствие: замедление работы сайта или приложения напрямую влияет на ранжирование страниц, пользовательский опыт и лояльность аудитории. 

Если пользователи вашего проекта часто заходят на площадки с мобильного интернета, например, в дороге или на улице, подключите CDN для ускорения загрузки файлов и сохранения конкурентоспособности. Так, ваша пропускная способность даже в критической ситуации будет оставаться на допустимом уровне.

Подводим итог: коротко — кому нужен и не нужен CDN?

CDN как сервис актуален для проектов, которым нужно быстро и регулярно доставлять статический контент пользователям. Обычно это бизнесы, которые занимаются e-commerce и рекламой, делают медиа и стримы, разрабатывают игры и ПО.

Чтобы с CDN ускорение контента было успешным, необходимо, чтобы соблюдались три условия: пользователи должны загружать один и тот же контент, часто и массово заходить на ресурсы, находиться в разных локациях. Если хотя бы одно из этих условий не соблюдается, сеть доставки контента будет работать не эффективно.

CDN также полезна в ситуациях, когда нагрузка на инфраструктуру резко возрастает, а потом откатывается обратно. Например, так происходит во время сезонных распродаж, запусков рекламной кампании или кратного роста проекта из-за внешних обстоятельств.

Если же пользователи активно загружают контент на мобильные устройства с помощью мобильного интернета, возникает риск, что из-за дополнительной задержки и особенностей географии скорость загрузки резко упадет и будет мучительно заметной для клиентов. В этой ситуации сеть доставки контента поможет сократить количество «препятствий»‎ на пути и, следовательно, время загрузки.

Ускорьте доставку контента и сэкономьте на инфраструктуре

Подключить CDN

Что еще почитать по теме

Кирилл Филипенко 14 сентября 2022

Увеличиваем FPS в аниме с помощью нейросети и GPU Tesla T4

Рассказываем про технологию интерполяции и ее практическое применение с помощью облачных серверов с GPU.
Кирилл Филипенко 14 сентября 2022
Ульяна Малышева 25 августа 2022

CDN против DDoS-атак: в каких случаях это действительно работает

Рассказываем про неочевидное преимущество CDN — услуга повышает безопасность инфраструктуры за счет защиты от DDoS-атак.
Ульяна Малышева 25 августа 2022
T-Rex 24 августа 2022

IT-инфраструктура организации: понятие, типы и функции

Рассказываем об IT-инфраструктуре предприятия и ее компонентах для малого, среднего и крупного бизнеса.
T-Rex 24 августа 2022

Новое в блоге

Михаил Фомин 24 июня 2022

Docker Swarm VS Kubernetes — как бизнес выбирает оркестраторы

Рассказываем, для каких задач бизнесу больше подойдет Docker Swarm, а когда следует выбрать Kubernetes.
Михаил Фомин 24 июня 2022
Владимир Туров 5 октября 2022

DBaaS: что такое облачные базы данных

Рассказываем о сервисе управляемых баз данных в облаке и объясняем, как разделяется ответственность за работу кластеров БД между провайдером и клиентом.
Владимир Туров 5 октября 2022
Ульяна Малышева 30 сентября 2022

«Нулевой» локальный диск. Как мы запустили облако только с сетевыми дисками и приручили Ceph

Чем хороши сетевые диски и почему именно Ceph, рассказал директор по развитию ядра облачной платформы Иван Романько.
Ульяна Малышева 30 сентября 2022
Валентин Тимофеев 30 сентября 2022

Как проходит онбординг сотрудников ИТО? Что нужно, чтобы выйти на смену в дата-центр

Рассказываем, как обучаем новых сотрудников, какие задачи и испытания проходят инженеры прежде, чем выйти на свою первую смену.
Валентин Тимофеев 30 сентября 2022