Кейс VCV: как победить HR-рутину

Сервис VCV, клиент Selectel, был создан для того, чтобы сделать найм сотрудников комфортнее, объективнее, быстрее. Как работает VCV, зачем сервису искусственный интеллект и в чем разница российского и американского рынков, рассказывает технический директор Евгений Смирнов.

О продукте

VCV — это сервис, который упрощает жизнь HR-специалистам и тем, кто занимается наймом сотрудников. Основной инструмент помощи — видеоинтервью, которые становятся важным приложением к резюме соискателя.

Представьте, что у вас компания, которая ведет постоянный поиск сотрудников — сеть магазинов одежды, продуктовых или популярная точка фаст-фуда. Каждый день вам на почту поступают десятки резюме, и ваша команда буквально погребена под этим завалом.

VCV — тот инструмент, который поможет отфильтровать кандидатов. С помощью сервиса соискатель записывает видео, отвечая на вопросы, составленные работодателем. На основе ответов анкеты или тестирования, добавление которых также поддерживает VCV, происходит первый отсев потока кандидатов. Далее HR отсматривает короткие видео и принимает решение, с кем он готов общаться дальше, в рамках очного собеседования.

Дело в том, что чаще всего мы принимаем решение, нравится нам человек или нет, подходит ли он компании, в первые несколько минут. При этом в рамках очного собеседования приходится продолжать общение с кандидатом, даже если вы понимаете с первых минут встречи, что не возьмете его на работу. C VCV же вы можете отправить автоматический отказ кандидату и перейти к следующему соискателю. В итоге вы тратите 2-3 минуты на человека против получаса.

Сейчас благоприятное для развития VCV время: люди стали расслабленнее относиться к записи себя на видео. Мы общаемся в Zoom, записываем сторис в Instagram, видео в TikTok. Перенести этот формат и в рабочую жизнь становится все проще. Поэтому предзаписанное видеоинтервью — уже не препятствие, особенно для молодых людей.

В России мы в основном работаем на крупные компании, которые нанимают очень много людей, отсматривают сотни заявок на стажировки и так далее. В Штатах и Европе заинтересованность в продукте есть и у среднего, и у малого бизнеса. Среди наших клиентов — МТС, «Ростелеком», Danone, Bosch, Citybank и другие.

Про рутину

В целом, использование решений, убивающих рутину, — это win-win и для покупателей, и для разработчиков этих решений. Последние создают что-то новое и полезное, развивая при этом свои навыки. А те, кто пользуется плодами их работы, экономят время на личное развитие.

Создавая, по сути, продукт автоматизации HR-процессов, мы сами очень открыты для сервисов, упрощающих жизнь. Во многом поэтому мы начали смотреть в сторону Managed Kubernetes от Selectel — инструмента, помогающего управлять контейнерами Kubernetes.

Для нас настройка серверов и обслуживание инфраструктуры — это давно пройденная история. Большинство опытных сисадминов устают от этого, им хочется развивать себя, выполнять интересные задачи. Администрировать инфраструктуру, как и десять лет назад, уже неинтересно. Хочется нажимать кнопки, чтобы все работало, а самим расти в другом направлении.

Различные managed-решения, которые предлагают сейчас провайдеры, в том числе Selectel, сильно упрощают жизнь: делают более простой эксплуатацию и внедрение новых функций в продукт, а также дают дополнительную отказоустойчивость. Да, на первый взгляд, такие решения дороже. Но попробуйте подсчитать, сколько стоит время вашего DevOps-специалиста, и подумайте, что он может сделать для компании за это время.

Делегировать часть задач программам и сервисам — это естественный путь развития. Посмотрите на разработчиков: раньше все писали так называемый native code, а сейчас используют фреймворки и разрабатывают за день тот объем кода, на который раньше уходило 3-4 дня.

Про команду

На самом деле, у нас довольно камерная команда разработки. Именно продуктом занимается четыре программиста. Также у нас есть отдельная команда, которая ведет проекты интеграции VCV. Очевидно, что у каждой крупной компании есть какие-то особенности и налаженные бизнес-процессы, которые важно синхронизировать с нашим решением. Поэтому отдельная команда разработчиков занимается тем, что адаптирует нашу систему под желания клиента, используя наше же REST API и развивая сервис через интеграции. Помимо разработчиков, у нас, безусловно, есть пресейлы, маркетологи и другие специалисты, которые помогают продавать и продвигать VCV на рынок.

Офис компании VCV. Источник

Но мы изначально предпочитаем очень взвешенный набор специалистов и не стремимся раздувать штат. Ищем близких по духу людей и настоящих профессионалов. Если разработчик, то не ниже senior, если DevOps, то очень крутой специалист. У нас нет «текучки», каждый занимается тем, что приносит удовольствие и профессиональное удовлетворение. При этом мы опираемся на общие цели компании, соблюдая дедлайны.

К примеру, у нас есть бэкенд-разработчик, в команде он отвечает за искусственный интеллект и нейросети, которые мы применяем в VCV. Он горит этой темой и предлагает множество идей, что нам нужно доработать в продукте с точки зрения ИИ. Мы рады, что мы — та команда, где он может применить все свои знания и реализовать идеи.

Зачем нейросети

Собеседуя кандидатов на работу, сложно оставаться по-настоящему объективным. В ход идет профессиональная и человеческая интуиция. Наш продукт как раз помогает немного снизить субъективизм и фильтровать кандидатов по четко прописанным параметрам. Искусственный интеллект помогает и с базовыми моментами: например, он может отсеивать людей, проходящих видеоинтервью топлес или в майке-алкоголичке (да, бывает и такое).

Мы продвигаем наш сервис как высокотехнологичное решение с элементами искусственного интеллекта, но нейросети — далеко не киллер-фича, из-за которой обычно выбирают наш продукт. С нами вы больше не тратите время на отсмотр кандидатов, собеседования, которые заканчиваются ничем и экономите деньги. Чтобы дать возможность познакомиться с продуктом поближе, мы проводим демо.

Выход на education

Мы постоянно ищем новые форматы для развития продукта и потенциальные рынки, где могла бы быть полезна наша платформа. И если совсем фантазировать, то, может, VCV когда-нибудь зайдет в качестве тиндера с видео. Почему бы и нет? Десятилетняя история не мешает нам гибко смотреть на развитие компании: мы постоянно предлагаем что-то новое, придумываем десятки идей — столько же отметаем. Гипотезы проверяем на практике: реализуем какой-либо проект и смотрим, «заходит» ли клиентам.

Так, например, мы поняли, что решения VCV могут быть полезны для сферы образования, особенно во время пандемии, когда все экзамены проводились удаленно. Наша система позволяет проводить анкетирование, подключить тестирование и ответы на открытые вопросы (в том числе видеоответы). Кроме того, продумана защита от списывания: VCV делает случайные скриншоты сдающего экзамен человека, тем самым проверяя, списывает ли он, находится ли один в комнате. Естественно, пользователь об этом предупрежден.

Летом VCV пользовались активно, причем заказчики — вузы и другие образовательные учреждения — зачастую находили нас сами. НИУ ВШЭ, например, использовали продукт для онлайн-проверки лабораторных работ, а сотрудники КалмГУ пользовались им при наборе студентов и проведении тестирований.

Пандемический год и приостановка найма

Несмотря на коронавирус и «подвисший» найм, мы не остановились и продолжали развиваться и адаптироваться. У нас было три крупных релиза. За первый квартал мы запустили опцию «Лендинги вакансий». Этот инструмент подразумевал быстрое создание лендинга вакансии с помощью чат-бота. Вы отвечаете на несколько вопросов бота о вакансии, а в ответ получаете ссылку на готовый сайт с описанием должности и выбранными вами иллюстрациями. Ссылкой можно делиться в соцсетях, вести на нее лиды и пользоваться остальными достоинствами VCV при отборе кандидатов.

Следом, в мае, мы запустили отдельный b2c-продукт — VCV.me. Это сервис для видеорезюме, с помощью которого вы можете рассказать о себе работодателю и отправить запись в дополнение к традиционному CV и мотивационному письму.

Наконец, третья крупная задача — API-платформа, чтобы наше решение можно было интегрировать с другими системами. Это частая потребность: у HR есть собственные платформы для работы — Applicant Tracking Systems (ATS), или системы управления кандидатами. В них они могут вести учет вакансий, сохранять отклики, результаты собеседований и так далее. В общем, это их своеобразные CRM-системы, и легкая интеграция VCV на этом этапе многим важна, чтобы, например, хранить все видеоинтервью и управлять ими в одном месте. На наш взгляд, нужно развивать именно ту часть, в которой мы особенно сильны, и интегрироваться с сервисами, которые смогут расширить нашу функциональность за счет своего профиля.

Трудности развития стартапа

Мы не рассматриваем трудности как негативные моменты. Это работа и естественный ход развития продукта. Мы просто занимаемся тем, что кажется нам полезным для продвижения, и эта работа не прекращается.

Старания окупаются. Это касается и грантов, и акселерационных программ, на которые мы регулярно подаемся. Так, мы присоединились к программе 500 Startups, получили гранты от Amazon Activated и Microsoft. В 2019 году мы привлекли инвестиции от японского фонда Will Group. Собственно, благодаря этим инвестициям мы решили выйти на рынок Японии.

Каждый раз участвуя в таких программах, мы получаем полезный опыт и ценные для нас ресурсы — например, серверы для размещения инфраструктуры, опыт от инженеров, маркетологов и сейлзов крупных компаний. Мы стараемся вытягивать из возможностей максимум. Поэтому всегда открыты новым знаниям и опыту: регулярно общаемся с представителями больших компаний, которые готовы делиться своим опытом. Это, кстати, забавный факт: бизнес готов к диалогу, готов рассказывать про шишки, которые они набили, но у них редко что-либо спрашивают.

Выход на рынок США

Интеграция на глобальный рынок — одна из главных наших задач на 2021 год.

Зачем хотим на рынок Штатов? Всегда интересно осваивать новый рынок, особенно если этот рынок последние годы задает тренд инноваций в сфере автоматизаций процессов и развития AI. А еще всегда интересно соревноваться с более сильными соперниками, такими как, например, HireVue.

Уверен, у нас есть все шансы составить конкуренцию американским компаниям. Судя по отзывам клиентов, наш продукт интуитивно понятнее, с ним приятнее работать с точки зрения интерфейса.

Вообще, если сравнивать американские и российские продукты, нередко бывает так, что отечественные сервисы на порядок лучше: они качественнее, там больше продуманных мелочей. Американские компании часто являются родоначальниками трендов, но иногда создается впечатление, что они не доводят свои продукты до «вкусной» составляющей.

У нас же в России сервисы закалены требовательностью пользователей. Мы заказываем еду в два клика и получаем ее в течение ближайшего получаса, но, если доставка задержится хотя бы на минуту, думаем «сервис мог бы сдерживать свои обещания». Но, может, это и неплохо, ведь именно такие требования помогают активно развивать продукт.