Как войти в профессию UX-дизайнера - Академия Selectel

Как войти в профессию UX-дизайнера

Ульяна Малышева
Ульяна Малышева Технический редактор
3 июня 2020

Рассказываем, почему создание макетов составляет лишь 10% от всех задач UX-дизайнера и как искать работу в этой сфере, если у вас мало опыта.

Изображение записи

Помните то чувство, когда вы зашли на новый сайт и начинаете разбираться, что здесь к чему? Во многом за эмоции, которые вы испытаете от этого первого опыта, отвечает проектировщик интерфейсов.

Интерфейс ­— это способ взаимодействия человека с компьютером. С человеком мы можем общаться привычными вербальными средствами, с машинами же мы только начинаем находить общий язык. Пока голосовые помощники обучаются понимать нас с полуслова, мы имеем дело с интерфейсами — прослойкой, переводящей наши интенции в понятный машинам двоичный код.

Договариваться с машинами мы хотим быстро и легко. Представьте, что вы очень голодны и решили опробовать новое приложение по доставке еды. Чем понятнее навигация, тем быстрее разберетесь с заказом. Вы получите приятный опыт взаимодействия с приложением, спасшим вас от голодной смерти. А если еще и еда понравится, то вы, скорее всего, станете постоянным клиентом компании.

Либо, наоборот, интерфейс будет непонятным. Вы запутаетесь, будете в отчаянии тыкать на кнопки, проклянете приложение и в итоге сварите макароны. К этому приложению вы уже никогда не вернетесь.

Так что интерфейс — важная часть любого сервиса, где часть коммуникации с потенциальными клиентами отдана на поруки машинам. Именно здесь скрываются риски отказов и потери аудитории. Особенно если речь идет о пользовательских интерфейсах.

Что стоит за интерфейсом

Сделать интерфейс удобным значит сделать так, чтобы он в короткие сроки решал задачу человека. Представим, что пользовательский путь — это расстояние из точки А в Б, где А — первое взаимодействие с интерфейсом, а Б — достижение цели посетителя. Если он завершит этот путь максимально быстро, простым и приятным способом, интерфейс можно считать удобным.

Проектированием таких интерфейсов занимается UX-дизайнер (UX — User Experience, «опыт пользователя»). Менеджер продукта компании Selectel Юрий Капелько делится:

«Юиксер на самом деле не проектирует интерфейс, он проектирует отсутствие интерфейса для выполнения пользовательской задачи. Хороший интерфейс — это когда человеку практически не нужно ничего делать, его задачи решаются сами. Вспомним Netflix. Интерфейс этой стриминговой платформы как бы говорит: “Тебе больше не придется думать, что посмотреть вечером, лежа на диване”. Пользователь всегда получает контент на основе своих предпочтений и истории просмотров».

Интерфейс — это не просто макет, не дизайнерский проект. За каждым удобным интерфейсом стоит закрытая «боль» пользователя. В основе решений — люди, их потребности и особенности, привычки, предыдущий опыт, контекст использования продукта. Юрий дополняет:

«Это называется человеко-ориентированным проектированием. Каждый раз, когда UX-дизайнер берется за задачу, он должен понимать, что на самом деле нужно сделать и для кого. Если ориентироваться на абстрактного пользователя, мы рискуем получить интерфейс, который никому не будет нужен. Самая распространенная ошибка — думать сначала о форме, и только потом — о содержании».

Многие рассматривают работу UX-дизайнера как творческую. Здесь, безусловно, играет свою роль слово «дизайнер». Легко представить, будто такой специалист расчерчивает красивые макеты и думает, в каком оттенке розового сделать блок подписки на рассылку. Это, однако, совсем не про работу проектировщика интерфейсов. В таких специалистах гораздо больше от инженеров, чем творческих личностей.

Человек — швейцарский нож

Проектировщиком интерфейсов может работать не каждый. Специалист должен совмещать в себе целый набор навыков и личностных характеристик. Их можно поделить на три уровня.

Фундаментальный уровень

Это те личностные качества, без которых в работе UX-дизайнера будет сложно. Их не выучишь по книге и едва ли получишь вместе с сертификатом о прохождении онлайн-курса. Среди них наблюдательность, эмпатийность, рефлексивность — проектировщик интерфейсов должен чувствовать пользователя и замечать его неудобства. Также такому специалисту важно быть находчивым, открытым, проактивным.

Базовый уровень

На этом уровне — навыки, которые нарабатываются с опытом: научно-рациональный подход, критическое мышление, умение доносить свои мысли. «А зачем?» и «Почему?» — главные вопросы проектировщика интерфейсов. Важно уметь докапываться до сути и подкреплять свои решения аналитикой. Здесь же актуально умение управлять своим временем и ценить время других людей.

Профессиональный уровень

UX-дизайнеру будет на руку разносторонность и интерес к различным областям знаний. Социология, психология, редактура, нейробиология, менеджмент, дизайн, статистика… Получили образование по одной из специальностей или проходили курсы? У вас уже есть задел, чтобы стать проектировщиком интерфейсов. Главное — не останавливаться учиться чему-то новому.

Матрешка проектировщика. Уровни — профессиональный, базовый, фундаментальный.

Чем на самом деле занимается юиксер

Младший проектировщик интерфейсов Selectel Екатерина Левитина убеждена:

«UX-проектирование — это не про творчество, не про самовыражение. Это про требования, ограничения, исследования и цели».

Разработка макета и вывод интерфейса в продакшн — лишь верхушка айсберга. Под «водой» — много общения, аналитической, исследовательской работы, которая не заканчивается с выходом новой «фичи».

Среди задач UX-дизайнера:

  • Общение с людьми: нужно вникнуть в задачу, собрать полную информацию, понять контекст использования того или иного элемента интерфейса;
  • Сбор бизнес-требований и ограничений;
  • Постановка и проверка гипотез;
  • Проведение качественных и количественных исследований, социальных опросов;
  • Анализ метрик;
  • Проектирование интерфейсов;
  • Анализ результатов работы, сбор обратной связи.

Екатерина делится:

«Самая большая ошибка, которую может сделать проектировщик интерфейсов, — это замкнуться в себе, создавать продукт вне контекста. Наша работа — это всегда общение, обсуждение задач, выслушивание разных сторон. Важно понимать, что мы часть команды и стремимся к одной цели — создавать классный продукт».

Поэтому в работе проектировщика интерфейсов важно адекватно относиться к критике, уметь аргументировать свои решения, подробно и ясно их описывать, не тратить время на обсуждение мелочей, мыслить концептуально.

Что не так важно в работе UX-дизайнера

Красота и выверенность макетов. Главное — их ясность и читабельность.

Скорость работы. Дедлайны, конечно, существуют для всех. Но, если вы понимаете, что вам нужно провести еще один опрос пользователей или коридорное тестирование, скорее всего, вас в этом поддержат. Глубина проработки темы важнее скорости внедрения.

Выбор инструментов. Вы можете делать макет в Figma, а можете накидать понятный скетч на обычном листе A4.

Карьера UX-дизайнера

Для UX-дизайнеров актуально стандартное ранжирование IT-профессий:

Стажер. Выполняет задачи невысокого уровня сложности, в основном по типовым шаблонам. Задача — учиться на своих ошибках.

Младший специалист (junior). Берет на себя больше ответственности, но продолжает активно задавать вопросы. Больше погружается в исследование.

Специалист (middle). Уже реализовал несколько крупных проектов. Умеет планировать свою и чужую работу. Не только накапливает знания, но и начинает их распространять (преподавание, менторство). Меньше работает с формой, больше — с содержанием.

Старший специалист (senior). Смотрит на разработку интерфейсов комплексно, как на часть стратегии продвижения продукта. Набирает и обучает сотрудников. Помогает развиваться другим проектировщикам.

Есть ли жизнь после senior

Работа проектировщика интерфейсов требует развития многих навыков, поэтому их карьерное развитие достаточно гибко.

Так, можно стать менеджером продукта. Работа UX-дизайнера во многом перекликается с задачами продакта. Для успеха на этой позиции нужно прокачать ветку менеджерских и экономических навыков (например, научиться считать unit-экономику).

Также проектировщики могут найти себя в исследовательской работе. В таком случае деятельность будет больше связана с анализом аудитории, пользовательских историй и так далее.

В конце концов, можно прокачаться в проектировании до 100 lvl и написать свое «Ководство».

Как войти в профессию

Что делать, если у вас мало опыта работы в сфере UX-дизайна, но вы хотите откликнуться на вакансию младшего проектировщика?

  1. Опишите в резюме весь опыт, который коррелирует с требованиями вакансии. Профессия проектировщика интерфейсов требует разносторонности от соискателя. Если вы участвовали в каком-либо IT-хакатоне, были лидером команды, выступали с докладом на конференции, посвященной социологии, это может стать вашим преимуществом. Отнеситесь критично к своему опыту. Укажите, почему вы считаете его ценным для работы юиксером. Ваши доводы должны звучать убедительно, не пытайтесь привязать опыт за уши.
  2. Займитесь своим портфолио. Его можно наполнить, даже если у вас не было коммерческого опыта работы.
  3. Ищите задачи на платформах для фрилансеров (Weblancer, Freelancer, Upwork и т.д.). Удачно выполненные задания добавьте в копилку своего опыта.
  4. Может, какие-то проекты вы делали в рамках учебы в университете? Не стесняйтесь брать даже не самые удачные примеры. Вы всегда можете проанализировать свою прошлую работу, отметить ее недостатки и предложить новое решение задачи. Так вы покажете работодателю, что растете над самим собой.
  5. Решайте кейсы самостоятельно. Выберите любой сайт, где, по вашему мнению, необходима оптимизациям интерфейса. Опишите, что вам кажется неправильным в нынешнем варианте, и предложите свой. Главное — не уходите в критиканство. Осуждаете — покажите, как можно сделать лучше. Вы не Артемий Лебедев и пока не можете оставлять одно нецензурное слово в качестве оценки чужого интерфейса.
  6. Читайте книги и профильные статьи, проходите курсы. Если на вашей полке есть несколько хороших книг, связанных с проектированием интерфейсов, это может вызвать к вам интерес со стороны работодателя. Занимайтесь самообразованием. Непрерывное обучение — это реальность UX-дизайнера. Если вы покажете, что каждый день работаете над собой, узнаете что-то новое, вы выиграете.
  7. Тренируйте насмотренность. Подпишитесь на несколько каналов в Telegram с подборками примеров эффективных интерфейсов. Изучайте опыт компаний, включите в свой обычный серфинг по интернету критическую компоненту. Не будьте просто пользователем, будьте юиксером. Даже если вы просто выбираете новый миксер на сайте бытовой техники.

Как проходит собеседование для «джунов»

Чтобы присоединиться к команде Selectel и получить своего плюшевого Тирекса, нужно будет выполнить два тестовых задания и пройти два собеседования. Перед первым собеседованием вам пришлют небольшое ТЗ на логику принятия решений и проверку базовых знаний.

На первом собеседовании мы расскажем о компании и наших задачах. Мы также захотим больше узнать о вас, вашем опыте и мотивации работать в Selectel.

Если собеседование пройдет успешно, мы предложим вам второе тестовое задание, уже более сложное. Чаще всего мы просим решить какой-нибудь кейс. Из плюсов: это реальный кейс, а не выдуманный. Вам не придется разрабатывать интерфейс для марсохода.

После этого состоится финальное собеседование, на котором вы познакомитесь с командой и зададите все интересующие вопросы по рабочим процессам и корпоративным «плюшкам». Добавим, что процесс собеседования специалистов на более высокие позиции отличается от описанного.

Текст написан по следам вебинара, прошедшего в рамках Selectel Career Days, — «Да кто такой этот ваш юиксер»: