Уже пять лет я пользуюсь широкоформатным монитором и считаю его лучшим, что придумано в мире дисплеев. К сожалению, многие разработчики ПО не разделяют моего мнения и не адаптируют свои продукты для растянутых экранов. Возможно, соотношение сторон 21:9 — наше будущее?

История
Сегодня общепринятым стандартом считается соотношение сторон 16:9 (≈1,78). Однако индустрия к этому формату прошла долгий путь.

История форматов началась задолго до появления компьютера — с немого кино. Первые кинопленки были с соотношением сторон 4:3 (≈1,33). Позже возникла потребность записывать звук непосредственно на пленку. Так появился формат «академический кадр» 1.37 — его ширина была чуть‑чуть уменьшена для записи звуковой дорожки вдоль края ленты.
Фильмы снимались в академическом кадре, поэтому производители телевизоров и ТВ-шоу присоседились к существующему формату без попыток его изменить. С точки зрения технологий — все логично. Однако с точки зрения бизнеса у кинотеатров появилась проблема: люди могли посмотреть фильмы дома и не были мотивированы куда‑то идти. Как же вернуть зрителей в зал? Показать то, что обычный человек не сможет посмотреть дома — широкоформатное кино.

В 1950-х начались эксперименты по работе в широких форматах. Первым из них была технология Cinerama — панорамная съемка на три камеры. Показ в кинотеатрах также требовал трех проекторов и изогнутого экрана. Производство фильмов и оборудование кинотеатров было дорогим, поэтому голливудские компании искали способы удешевить создание широкоформатного кино.

Альтернативой стал анаморфированный формат — CinemaScope. Благодаря особой оптической системе широкий кадр можно было сохранить на стандартную пленку с академическим форматом. Это искажало картинку, в частности, блики света на изображении становились овальными, но такой метод оказался гораздо проще и дешевле, чем Cinerama.
Панорамное кино было новшеством, поэтому соотношение сторон изменялось от 1,85 до 2,76 (Ultra Panavision 70) в зависимости от используемых технологий и камер.
Долгое время сохранялся этот баланс: широкий формат — территория кинотеатров, академический кадр — для домашнего пользования. Однако с показом фильмов на телевидении были проблемы: широкоформатные картины либо «обрезали» под размер кинескопа, либо оставляли черные полосы сверху и снизу. Оба способа портили впечатление от просмотра.
Нередко кино снимали в академическом кадре, а потом для показа в кинотеатре подгоняли наложением черных полос сверху и снизу до соотношения сторон 1,85. Для трансляции на телевидении могли использовать фильм в оригинальном формате, из-за чего становилось заметно то, что не видно на широком экране — например, микрофон в кадре.

Цифровизация мультимедиа‑контента подтолкнула индустрию к нахождению компромисса между телевизионным и кинематографическим форматами. Подходящим решением оказалась пропорция 16:9 (1,78). На мониторах с таким соотношением сторон можно комфортно смотреть видео как с академическим, так и широкоформатным кадром. Безусловно, черные полосы остаются при несоответствии, но они меньше, чем на старых экранах 4:3.

В конце 90‑х компания Sony уловила ветер перемен и даже выпускала ЭЛТ‑телевизоры в таком формате. В начале нулевых распространение получили мониторы на основе жидких кристаллов. Удобство 16:9 и популярность ЖК‑экранов позволили вытеснить менее удачное соотношение 4:3.
Примечательно, что вместе с «развлекательным» 16:9 появился «рабочий» 16:10, который до сих пор встречается в ноутбуках и в Steam Deck.
На этом закончим с историей и перейдем к обзору.
Как работается?

У меня до сих пор монитор Asus PB298Q — диагональ 29”, разрешение экрана 2560×1080, матрица IPS. Это довольно старая модель 2013 года с соотношением сторон 2,37. Мне кажется, что широкий формат — это глоток свежего воздуха в современных IDE. Из-за «лишнего» места слева и справа вы можете с комфортом разместить дополнительные инструменты. Причем разницу можно заметить даже в Google Docs.

В целом, мне, как программисту, работается хорошо и очень комфортно оттого, что я могу с минимальными усилиями разделить экран между двумя приложениями и не прибегать к горизонтальному пролистыванию.
Я вижу только два минуса у широкоформатных мониторов.
- Сейчас это пока нишевый продукт, поэтому большого разнообразия можно не ожидать. Не исключено, что среди существующих мониторов вообще не найдутся модели для специфичных требований. Например, какие-то особые параметры, необходимые для идеальной цветопередачи, или мгновенный отклик для киберспортивных дисциплин. Но об играх мы поговорим дальше.
- Если у вас мало места на рабочем столе и вы физически не можете поставить такой монитор.
Впрочем, мониторы нужны не только для работы. Как выясняется, совместимость имеющихся форматов с развлечениями тоже неидеальна.
Развлечения
Веб-серфинг

Часть нашего повседневного развлечения — скроллинг всевозможных новостей и мемов. Так уж сложилось, что чаще всего контент ленты адаптирован к вертикальному формату телефонов, поэтому в мониторе окно… очень пустое. По крайней мере, вы сможете одновременно смотреть в две или даже три ленты. Пожалуйста, не надо.
Фильмы, стримы

Современные блокбастеры, такие как «Оппенгеймер» (2023) и «Зверополис 2» (2025) сняты в широком кадре, что позволяет смотреть их без черных полос сверху и снизу. Однако более старые фильмы, например вся серия «Гарри Поттера» (2003−2011), создавались в 16:9.

Стримы очень часто ведутся в формате 16:9. Если вы активный пользователь чата, то это определенно хорошая новость для вас: можете смотреть трансляцию в полный экран и одновременно участвовать в дискуссиях.
Переходим к интерактивным развлечениям — играм.
Игры: положительный опыт
Идеальную поддержку широкоформатных мониторов обеспечивают не менее нишевые проекты: авиа- и автосимуляторы. Такие «игры» позволяют собирать настоящую виртуальную кабину с углом обзора 180 градусов. Но как обстоят дела в обычных жанрах?

Приятно, когда проекты поддерживают широкий формат экрана без лишних действий. Я вынес в статью скриншот из игры Stellar Blade — в прошлом эксклюзива для платформы PlayStation. Мониторы с панорамным изображением — редкость, а о подобных телевизорах я и вовсе не знал до написания этой статьи. Боялся, что при портировании с игровых консолей будут черные полосы. К счастью, эти ожидания были ошибочными.

С широким форматом хорошо совместимы различные стратегические и градостроительные игры. Чем больше влезает на экран — тем лучше.

Совершенно внезапно среди игр с поддержкой формата 21:9 оказалась соревновательная Counter‑Strike 2. Соотношение сторон влияет на угол обзора: чем шире экран — тем больше видно. Любопытно, что киберспортсмены нередко играют на мониторах 16:9, но выбирают соотношение сторон 4:3. Это визуально расширяет модели противников и позволяет проще их находить. Если те попадают в поле зрения. 🙂
Однако далеко не все игры столь доброжелательны.
Игры: негативный опыт

Некоторые игры в кат-сценах сужают область видимости сверху и снизу, чтобы придать вид «кино» для заскриптованных сцен. Если такая игра не поддерживает широкий формат, то вы увидите настоящий троллинг: соотношение сторон как на мониторе, но черные полоски — со всех четырех краев.

Движки некоторых игр поддерживают разные соотношения сторон, но графический интерфейс — нет. Получается тоже довольно забавная ситуация: вроде вот широкий угол обзора, но он частично перекрыт интерфейсом.

Игру без поддержки широкоформатных мониторов можно пропатчить на свой страх и риск: в бинарном файле заменить числа, соответствующие разрешению 1920×1080 (16:9) на подходящие для вашего дисплея. В большинстве ситуаций это работает, но иногда в «невидимой» области будут артефакты отрисовки: фрагменты загружающихся сцен, мерцающие цвета и тому подобное. Если баги вас веселят, а черные полосы раздражают — то это ваш выбор.
Заключение
Широкоформатный экран — это всего лишь инструмент, но этот инструмент вызывает у меня одновременно восторг и негодование.
Восторг — тем, что расширение экрана вроде незначительно, но изменения существенны: можно держать открытыми кучу вспомогательных меню и совершать меньше кликов.
Негодование — оттого, что широкоформатные мониторы остаются нишевым продуктом, а значит, маленький выбор моделей на складе, еще меньший ассортимент в торговых залах. Игры нередко обращаются с такими пропорциями без уважения: в настройках разрешение экрана правильное, а черные полосы все равно присутствуют. Разработчики, возможно, даже не догадываются о том, что есть нестандартные дисплеи, а если и знают, то не горят желанием усложнять себе работу.
Кино двигается к формату 21:9, телефоны — к 9:21. Возможно, когда-нибудь 21:9 станет «стандартом» в отображении информации. И вновь кто-то будет писать статью, что обычные пользователи консервативны, настоящее будущее — в мониторах 32:9, а ленивые разработчики не хотят поддерживать столь прекрасный формат. Но это будет потом.