Разбор: для каких проектов и задач необходим CDN и кому он вреден
CDN помогает ускорить загрузку контента, а также снизить нагрузку на серверы. О том, кому и в каких ситуациях подойдет и не подойдет сервис — в тексте.
CDN помогает ускорить загрузку контента для пользователей из разных городов и стран, а также снизить нагрузку на серверы. О том, кому и в каких ситуациях подойдет и не подойдет этот сервис — разбираемся в тексте.
Как работает CDN и какой контент ускоряет?
CDN — это сеть, состоящая из большого количества кэширующих серверов. Они ускоряют загрузку контента для конечных пользователей.
О каком контенте речь?
- Статический контент → единые для всех пользователей элементы сайта, видео и фото, обновления ПО и игрового контента.
- Потоковое вещание → аудио- и видеотрансляции в прямом эфире.
За счет того, что кэширующиеся серверы расположены по всему миру, время между запросом пользователя и ответом ресурса сокращается. В итоге ускоряется раздача и качество доставляемого контента. У Selectel сейчас 650+ кэш-серверов и 140+ точек присутствия.
Пример работы сервиса
Если вашим ресурсом решат воспользоваться в Берлине, CDN автоматически выберет ближайший к городу сервер для быстрой доставки контента.
При первом запросе нужный пользователю файл загрузится в кэш CDN-сервера с основного — источника контента. При последующих запросах путь будет сокращен: контент будет сразу отдаваться с кэширующего CDN-сервера.
Важный нюанс: данные на CDN-серверах хранятся до тех пор, пока сохраняется частота обращения. Если кэш обновился, а новых обращений за настроенный период не было, файлы удаляются автоматически.
→ Подробнее о том, как устроена сеть доставки контента, а также как проходит загрузка и обновления файлов в кэше — читайте в базе знаний Selectel.
Кому нужен CDN?
Потребность в оперативной доставке контента без потери качества часто возникает у бизнес-проектов, которые работают в e-commerce и рекламе, разрабатывают игры и ПО, делают медиа, продвигают видео и аудиоконтент в интернете.
Однако само по себе наличие файлов, которые нужно распространить онлайн, не единственное условие для эффективной работы сервиса. Также важно, чтобы пользователи:
- потребляли единый для всех контент: открывали, смотрели и грузили одни и те же файлы;
- были географически распределены;
- часто и массово заходили на ресурсы проекта.
Если одно или несколько условий из списка не выполняется, CDN будет мало эффективен.
«Если у сайта низкая посещаемость, но при этом подключен CDN, это не поможет ускорить загрузку контента. Наоборот, за счет того, что в кэше не будет данных и все файлы будут загружаться с основного сервера, метрики эффективности упадут. К тому же, вырастут затраты — нужно будет оплачивать работу ненужного по факту сервиса», — отмечает директор по развитию услуг Selectel Александр Тугов.
Примеры работы сервиса
Крупный маркетплейс vs локальное кафе
CDN полезен | CDN бесполезен |
У маркетплейсов есть постоянный трафик, а еще большой объем каталогов и карточек товаров с описаниями и фотографиями. Пользователи заходят онлайн из разных локаций, путешествуют по страницам и делают заказ. | У локальных заведений сайты часто работают в качестве визитки. Редкие пользователи заходят, чтобы посмотреть фото интерьеров, позиции в меню, контактный номер телефона или адрес локации. |
Online-игра vs offline-игра
CDN полезен | CDN бесполезен |
Online-игры регулярно выкатывают обновления, без загрузки которых пользователи не смогут войти в систему. В этом случае аудитория получает и загружает один пакет данных. | В offline-играх обновления не так критичны — пользователи сами решают, обновлять или не обновлять текущую версию. |
Популярный новостной ресурс vs онлайн-архив
CDN полезен | CDN бесполезен |
Современные медиа публикуют в день десятки материалов: тексты, фото и видео. Их открывают и просматривают сотни тысяч пользователей по всему миру. | В случае с архивом частота обращений к уже опубликованным текстам резко падает — они не актуальны для широкой аудитории, полезны только единичным читателям. |
Нужен ли CDN, когда вводные и контекст динамично меняются?
В некоторых случаях сеть доставки контента как сервис не нужна проектам постоянно — ее можно подключать и отключать в зависимости от необходимости и проблем бизнеса. Ниже рассмотрим несколько ситуаций, когда CDN может быть полезным временным решением для масштабирования.
Сезонные нагрузки: календарные праздники, ежегодные распродажи
Если продаете сезонные товары (например, цветы на 1 сентября и валентинки на 14 февраля) или задумали массовую и ограниченную во времени распродажу, можно подключить CDN под повод. Сервис поможет справиться с пиковой загрузкой и не потерять клиентов.
Запуск рекламной кампании
Похожий пример с запуском рекламы. Если спланировали серию маркетинговых активностей (например, по продаже новой модели авто) и ведете трафик на посадочную страницу, убедитесь, что она не «ляжет» из-за возросшей активности. В этом случае CDN поможет распределить нагрузку, не слив бюджет на продвижение.
Быстрорастущий проект
Другой кейс — вы запустили сайт или приложение (например, платный сервис с медитациями и телесными практиками), постепенно и системно его развивали. Вдруг из-за смены повестки (пандемии) проект резко стал востребованным: в разы выросла нагрузка, страницы стали медленнее загружаться. В такой ситуации CDN поможет адаптироваться, «переварить» рост и платить только за фактический трафик.
Нужен ли CDN, если аудитория активно пользуется мобильным интернетом с мобильных устройств?
При передаче данных с помощью мобильного интернета появляется дополнительная (по сравнению со стабильным домашним Wi-Fi) задержка около 100-200 миллисекунд. А если на ситуацию влияет еще и географическая удаленность — например, сервер находится в Москве, а клиент в Новосибирске, — резко падает скорость передачи.
Для проектов, которым нужна оперативная доставка контента, это особенно чувствительное препятствие: замедление работы сайта или приложения напрямую влияет на ранжирование страниц, пользовательский опыт и лояльность аудитории.
Если пользователи вашего проекта часто заходят на площадки с мобильного интернета, например, в дороге или на улице, подключите CDN для ускорения загрузки файлов и сохранения конкурентоспособности. Так, ваша пропускная способность даже в критической ситуации будет оставаться на допустимом уровне.
Подводим итог: коротко — кому нужен и не нужен CDN?
→ CDN как сервис актуален для проектов, которым нужно быстро и регулярно доставлять статический контент пользователям. Обычно это бизнесы, которые занимаются e-commerce и рекламой, делают медиа и стримы, разрабатывают игры и ПО.
→ Чтобы с CDN ускорение контента было успешным, необходимо, чтобы соблюдались три условия: пользователи должны загружать один и тот же контент, часто и массово заходить на ресурсы, находиться в разных локациях. Если хотя бы одно из этих условий не соблюдается, сеть доставки контента будет работать не эффективно.
→ CDN также полезна в ситуациях, когда нагрузка на инфраструктуру резко возрастает, а потом откатывается обратно. Например, так происходит во время сезонных распродаж, запусков рекламной кампании или кратного роста проекта из-за внешних обстоятельств.
→ Если же пользователи активно загружают контент на мобильные устройства с помощью мобильного интернета, возникает риск, что из-за дополнительной задержки и особенностей географии скорость загрузки резко упадет и будет мучительно заметной для клиентов. В этой ситуации сеть доставки контента поможет сократить количество «препятствий» на пути и, следовательно, время загрузки.