Погружаемся все глубже: разбираемся, кто и как прокладывает оптику под водой
Рассказываем, как строят подводные ВОЛС, какие типы кабелей используют и, самое интересное, — какие гигантские суда прокладывают магистрали по дну.

Это вторая часть серии про подводные линии связи, но читать их можно в любом порядке.
Современные проекты: от Арктики до Камчатки
В предыдущей статье мы узнали о первой подводной линии связи, которую проложили под проливом Ла-Манш между Великобританией и Францией в 1850 году. Но рассмотрим амбициозные проекты по прокладке подводной оптики, которые разрабатывают сегодня.
Связь через Северный морской путь
Один из крупнейших разрабатываемых проектов — «Полярный экспресс». Это трансарктическая подводная волоконно-оптическая линия связи (ВОЛС) общей протяженностью 12 650 км. Система включает шесть пар оптических волокон с пропускной способностью 52–104 Тбит/с.
Линия соединит Мурманск и Владивосток по кратчайшему маршруту между Европой и Азией. Это позволит обеспечить связь в северных широтах с минимальной задержкой сигнала — отличная альтернатива спутниковым решениям. Проект направлен на развитие портовой инфраструктуры Северного морского пути и формирование цифровой экосистемы региона.
ВОЛС на севере
Помимо прочего, сегодня уже реализована другая важная трасса — Камчатка – Сахалин – Магадан.
Подводная ВОЛС протянута от города Оха на Сахалине до Магаданской области и Камчатского края. Общая протяженность — около 2 000 км, а максимальная пропускная способность системы — 400 Гбит/с на каждое направление с возможностью расширения до 8 Тбит/с. Эта линия стала началом новой цифровой эпохи для Магаданской области и Камчатского края, значительно повысив уровень проникновения телекоммуникационных услуг в регионах.
До запуска ВОЛС интернет в Магадане и Петропавловске-Камчатском в основном работал через спутниковые каналы, что приводило к высокой задержке и низкой пропускной способности. Однако после ввода проекта ситуация кардинально изменилась: скорость доступа в интернет выросла, задержки в видеосвязи и онлайн-сервисах сократились, а качество связи заметно улучшилось.
За пять лет жители Камчатки скачали 250 млн. ГБ внешнего трафика, пользуясь безлимитным интернетом. Максимальная скорость передачи данных для клиентов теперь достигает 100 — 200 Мбит/с. Практически все предприятия малого и среднего бизнеса в регионе теперь подключены к оптическим линиям связи.
Таким образом, ВОЛС стала настоящим цифровым прорывом, обеспечив надежную и высокоскоростную связь для жителей и бизнеса Дальнего Востока.
Трасса вокруг Африки
2Africa — это один из крупнейших и сложных подводных кабельных проектов в мире. Его цель — создать высокоскоростную волоконно-оптическую сеть связи между Европой, Африкой и Азией. Рассмотрим ключевые факты о проекте.
- Маршрут: вдоль побережья Африки, с выходами в Европу и Азию. Охватывает 33 страны, включая Египет, Южную Африку и Индию.
- Длина: около 45 000 км.
- Скорость: планируемая пропускная способность — более 180 Тбит/с.
- Участники проекта: China Mobile International, MTN GlobalConnect, Orange, Telecom Egypt, Vodafone и другие.
В первую очередь проект направлен на улучшение доступа к интернету в Африке и повышение качества связи между континентами. 2Africa должен послужить основой для развития цифровой инфраструктуры, ускорить передачу данных и снизить задержки. Также предполагается, что стабильный и быстрый интернет будет стимулировать экономический рост и социальное развитие в регионе.
Как устроена подводная линия связи
Несмотря на масштабы, все подводные линии связи строятся по одному принципу. Рассмотрим ключевые моменты строительства подводных волоконно-оптических линий связи (ПВОЛС). Начнем с того, что подводная волоконно-оптическая линия связи условно делится на следующие участки:
- узел связи,
- береговой колодец,
- прибрежный участок,
- глубоководный участок.
Как устроены оптические кабели
Оптический кабель — это единая конструкция, которая содержит одно или несколько волокон и обеспечивает их работоспособность в заданных условиях эксплуатации. Рассмотрим типы подводных кабелей.
- Глубоководные кабели — рассчитаны на работу под давлением, но не защищены от внешних факторов.
- Мелководные кабели — с защитой от сетей, якорей и других угроз.
- Прибрежные кабели — имеют повышенную механическую защиту.
- Подземные кабели — для прокладки в земле, траншеях к узлам связи.
Все типы кабеля подбираются по участку трассы, в зависимости от рисков и условий эксплуатации.
Прибрежный кабель: максимум защиты
Рассмотрим типы кабелей, которые используют для строительства прибрежных участков ПВОЛС. Именно на них кабели испытывают наибольшую нагрузку — например, механические удары, растяжение и вибрации. Такой кабель должен выдерживать все испытания, поэтому здесь используют самые защищенные конструкции.
Разберемся в структуре прибрежного кабеля.
- Внешняя полиэтиленовая оболочка.
- Броня из стальной проволоки.
- Гидрофобный гель.
- Полиэтиленовая промежуточная оболочка.
- Алюмополимерная лента.
- Водоблокирующая лента.
- Броня из стальной проволоки.
- Гидрофобный гель.
- Оптический модуль, заполненный гидрофобным гелем.
- Оптическое волокно.
А что на глубине
На глубинах более 3 500 метров — другие задачи, так как ключевой фактор здесь — гидростатическое давление. А чем больше слоев защиты, тем сильнее они передают давление к сердцевине, что может повредить волокна кабеля.
Как вы видите на картинке выше, кабель обладает меньшим числом защитных слоев, нежели прибрежный кабель. Глубоководные кабели не защищают от механики — но это и не нужно: на таком расстоянии от поверхности нет ни якорей, ни сетей.
Однако есть другой сценарий, который на удивление встречается довольно часто — атаки акул. В Google, например, для защиты от такого «злоумышленника» покрывают кабели кевларом.
Морские гиганты: кто строит подводные трассы
Теперь, когда мы знаем, как устроен подводный волоконно-оптический кабель, возникает логичный вопрос: а как его укладывают на дно океана? Кто и чем это делает?
Прокладка подводных линий связи — сложный инженерный процесс, в котором ключевую роль играют кабельные суда. Это специально оборудованные корабли, способные выполнять множество задач:
- прокладывать и обслуживать ПВОЛС,
- устанавливать и ремонтировать гидроакустические системы мониторинга и контроля подводной обстановки,
- выполнять подводные операции, включая аварийные и спасательные.
Фактически, кабельное судно — это морская лаборатория, строительная площадка и сервисный центр в одном корпусе.
Типы кабельных судов
По функциональному назначению кабельные суда можно разделить на несколько типов.
Большие кабельные суда
- Предназначены для прокладки протяженных участков линий связи.
- Оснащены системами подъема и ремонта кабелей с усилителями.
- Водоизмещение крупнейших судов этого типа — более 12 000 тонн.
- Способность укладывать кабели длиной до 10 000 км на океанских глубинах.
Малые кабельные суда
- Водоизмещение — до 4 000 тонн.
- Рабочие глубины — до 1 000 м, длины — сотни километров.
- Судна этого типа применяются для вывода магистральных кабелей на берег, ремонта подводных кабельных линий связи, а также проведения гидрографических исследований.
Оборудование кабельных судов
Современное кабельное судно — это автономный инженерный комплекс, укомплектованный всем необходимым для работы на море. Рассмотрим, что входит в состав ключевого оборудования кабельных судов.
Системы управления и позиционирования
- Система динамического позиционирования — держит судно на линии трассы прокладки без использования якорей.
- Кабельный пост управления – командный центр с контрольно-измерительной аппаратурой, датчиками (скорость, натяжение, слабина), средствами связи и оборудованием для монтажа кабельного тракта.
Оборудование для работы с кабелем.
- Кабельные тенксы — большие емкости для хранения и подачи кабеля.
- Кабельные машины (линейного и барабанного типа) — обеспечивают автоматизированную укладку и подъем кабеля, а также подводных устройств.
- Кормовые/носовые роульсы — направляющие механизмы для спуска и подъема кабеля.
- П-образная рампа — для спуска и подъема кабелеукладочного плуга, а также других подводных аппаратов.
Подводные и заглубляющие системы.
- Оборудование для заглубления – устройства для укладки кабеля в донный грунт.
- Крановое оборудование — для спуска и подъема подводной техники — тралов, трейнчеров, а также дистанционно управляемых аппаратов.
Вспомогательные системы.
- Измерительная и монтажная лаборатории — контролируют параметры кабеля и его соединений.
- Дополнительные жилые помещения — для размещения членов команды: морских инженеров, специалистов по тестированию, капитана и экипажа судна, водолазов и других
- Вертолетная площадка — позволяет оперативно доставлять персонал и грузы.
Заключение
Суда разного класса обеспечивают выполнение широкого спектра задач. Современные корабли оснащены высокотехнологичным оборудованием — от систем динамического позиционирования (DP) до роботизированных аппаратов (ROV) и глубоководных плугов. Это позволяет автоматизировать ключевые процессы: навигацию, контроль натяжения кабеля, мониторинг глубины укладки и даже поиск повреждений.
Однако несмотря на высокий уровень автоматизации, человеческий фактор остается критически важным. Опытные инженеры управляют сложными системами, принимают решения в нештатных ситуациях (например, при обрывах или сложном рельефе дна) и обеспечивают безопасность работ. Особенно это актуально при ремонте, где требуется точная координация между экипажем, роботами и береговыми службами.
Сотни тысяч километров волоконной нити лежат на дне океана, соединяя страны и континенты. Эти трассы — почти невидимая часть интернета, но именно они обеспечивают его скорость и стабильность. Их прокладка — это результат работы инженерных команд, сложной техники и международного сотрудничества. Без них не было бы ни стриминга, ни удаленной работы, ни стабильной связи с другими частями света.