Кто в лес, кто по дрова: как и зачем типировать техническую команду?
Мы постоянно взаимодействуем с малознакомыми людьми: в общественных местах, на встречах с клиентами и на работе. Как научиться находить общий язык с каждым собеседником, особенно если он — ваш коллега? Выясняем в этой статье.
Иногда общение с незнакомцами складывается легко и приятно, а временами вызывает раздражение и стресс. И если спор в очереди в МФЦ можно перетерпеть — поругались да забыли — то на работе конфликты могут привести к срывам сроков и проблемам с выполнением задач. В статье я расскажу об этом достаточно простом методе типирования команды. Он пригодится людям, которые недавно стали тимлидами или планируют ими стать в новой для себя команде, испытывают трудности в понимании других участников своей команды, хотят научиться управлять микроклиматом внутри отдела и не допускать конфликтов.
Меня зовут Наташа, я тимлид в Selectel и управляю большой технической командой. Однажды я поняла, что груминги стали занимать очень много рабочего времени. При обсуждении бэклога кому-то в команде нужно было обязательно рассказать, как эта задача повлияет на бизнес в целом и столько пользы принесет. Другие оценивали работу с точки зрения получения личного опыта. Третьи скрупулезно выясняли технические детали разработки. Попытка понять, с чем это связано, привела меня к тестированию команды по DISC — методу, который помогает лучше понимать себя и других. Оказалось, что к любому человеку можно найти подход, если понять стиль его поведения и правильно доносить информацию.
Откуда появилась концепция DISC
История DISC началась в 1928 году, когда американский психолог Уильям Марстон опубликовал книгу «Эмоции человека: нормальные и аномальные». В этой книге он представил концепцию четырех основных типов поведения:
- доминирование (D),
- влияние (I),
- стабильность (S),
- сознательность (C).
Марстон разработал тест, который помогал определить, какой из этих типов поведения был наиболее выражен у человека. В 1950-х годах эта концепция начала использоваться в области менеджмента. В 1970-х годах DISC стал популярным инструментом в бизнесе, а сегодня он широко используется в различных сферах, включая подбор персонала, развитие лидеров, управление командами и повышение эффективности работы.
DISC рассматривает стили поведения и предпочтения в поведении. При этом метод не оценивает умственные способности человека (IQ), эмоциональный интеллект (EQ), не является инструментом выявления ценностей человека. Метод не оценивает образование, способности и опыт. DISC не анализирует, например, умение человека понимать свои эмоции и управлять ими, реагировать на состояние других людей.
Метод фокусируется исключительно на поведенческих стилях. В рамках метода мы не узнаем, почему наш собеседник раздражается: из-за того, что не умеет управлять своими эмоциями, или потому, что для него в данный момент так проще. Мы просто увидим точки раздражения и по DISC можем купировать конфликт.
Как проходит типирование по DISC
Для использования метода не нужны специальные инструменты или длительное тестирование. Достаточно внимания и небольшого количества базовых вопросов, заданных собеседнику. Обычно типирование можно произвести в ходе небольшого интервью. Нужно задать несколько базовых вопросов.
— Реакция на проблемы и вызовы (D)
- Что было самым трудным на проекте за последние четыре месяца?
- Были ли в проекте конфликты и были ли они разрешены?
— Взаимодействие с окружающими и влияние на них (I)
- Проще достичь успеха одному или в группе?
- Что лучше: удаленная работа или офис?
— Реакция на изменения, перемены (S)
- Тебе нужно время на размышление или можно сразу начать выполнять задание?
- Какие новые идеи и инициативы ты выдвигал в проекте?
— Взаимодействие с правилами (С)
- Какие были правила, процедуры, регламенты в нашем проекте? Они помогали или мешали?
- Допустима ли приблизительность или мелкие ошибки в работе?
Ответы собеседника на подобные вопросы помогут понять, как он относится к вызовам, к правилам, как предпочитает коммуницировать с людьми, что его мотивирует в работе. У разных поведенческих стилей ответы на эти вопросы будут разными.
Понимание поведения и реакций коллег помогает решать множество задач: это и сокращение времени, потраченного на обсуждение проектов, и предупреждение конфликтов в команде, и работа с мотивацией как отдельного сотрудника так команды в целом. Планирование спринтов и задач также значительно упрощается, если руководитель понимает типаж сотрудников и всего отдела.
Что означают профили поведения людей
Допустим, вы провели анализ и выяснили, какой профиль или профили есть в типаже человека. Расскажу о их влиянии на сотрудника подробнее.
Доминирующий человек (D)
Для человека характерны стремление к контролю, уверенность в себе, прямой взгляд, лидерские качества. Предпочтителен строгий стиль в одежде. Этот человек — драйвер. Обычно он активен, предпочитает действовать. Нацелен на результат и быстрое решение задач. Часто от него можно услышать вопрос: «Как мы можем решить задачу быстрее?»
Сильные стороны типа | Слабые стороны типа |
Независимость | Вспыльчивость |
Умение принимать решения | Грубая манера общения |
Эффективность | Жесткость (негибкость) |
Настойчивость | Нетерпеливость |
Сильная воля | Отсутствие дипломатии в общении |
Любовь к сложным задачам | В стрессе агрессивны |
Влиятельный человек (I)
Такой человек ориентирован на общение, дружелюбен, умеет вдохновлять и убеждать коллег. Он достаточно активен, коммуникабелен, нацелен на получение признания в обществе. Для него характерны открытые позы, яркая одежда, оптимизм. В команде он обычно стремится создать позитивную атмосферу, вдохновляя на совместные действия. Его вопрос: «Кого еще мы можем привлечь к решению задачи?»
Сильные стороны типа | Слабые стороны типа |
Энтузиазм | Эмоциональность |
Умение убеждать | Импульсивность |
Оптимизм | Неорганизованность |
Душа коллектива | Нелюбовь к письменному общению |
Нестандартное мышление | Нежелание работать с бумагами и цифрами |
Креативность | В состоянии стресса — навязчивость |
Устойчивый человек (S)
Для этого типа поведения характерны терпение, стабильность, практичность и надежность. Человек реактивный, спокойный, уделяет внимание деталям, предпочитает опираться на опыт, часто ищет поддержку своим решениям. Его можно распознать по спокойной походке и тону голоса, комфортной одежде. Характерный для него вопрос: «Как мы можем решить задачу лучше?»
Сильные стороны типа | Слабые стороны типа |
Теплота | Зависимость |
Умение слушать | Излишняя осторожность |
Надежность | Уступчивость |
Склонность к сотрудничеству | Обидчивость |
Содержат дела и вещи в порядке | Нежелание проговаривать проблемы |
Умение выполнять рутинную работу | Неумение говорить «нет» |
Сознательный человек (C)
Для такого человека характерен аналитический склад ума, точность, систематичность. Этот человек аккуратен, может надолго сконцентрироваться на задаче, он стремится к порядку и обычно очень внимателен к деталям. Распознать его можно по сдержанной мимике, аккуратной одежде и осторожному общению. Характерный для него вопрос: «Что нужно учитывать при решении задачи?»
Сильные стороны типа | Слабые стороны типа |
Ориентирован на решение проблем | Критичность |
Точность | Склонность к осуждению |
Методичность | Формализм |
Дар замечать детали и анализировать информацию | Нетерпимость к своим и чужим ошибкам |
Организованность | Негибкость, нежелание искать компромисс |
Рациональность | В стрессе замыкаются |
Как работает тестирование на практике
Теперь мы поняли, почему на одни и те же тезисы разные члены команды реагируют по-разному. Но как же это использовать в работе?
У вас тоже есть свой тип поведения. Наверняка вы замечали, что с кем-то из коллег вам проще договориться, а к кому-то приходится искать свой подход.
Если у нас на встрече окажутся руководитель (D) и внимательный к деталям аналитик (C) с разным мнением по обсуждаемому вопросу, скорее всего, мы получим достаточно напряженную атмосферу. Дело в том, что руководитель не хочет отвлекаться на детали, а для аналитика они имеют ключевое значение. Для доминанта важна подача и быстрое решение, а для сознательного исследователя — точность цифр. Это связано с моделью их поведения. При этом два сотрудника с типом С быстро поймут друг друга и договорятся.
В моей практике был случай, когда руководитель команды добивался релиза новой фичи в жесткие сроки, а аналитики, найдя критические ошибки в логике за неделю до релиза, не смогли четко донести вводные о проблеме до руководителя. Ситуацию удалось разрешить при помощи условного модератора с типом поведения S, который обеспечил безопасное пространство для участников команды на встрече.
Модератор помог аналитикам кратко и четко сформулировать проблему с фокусом на финансовые последствия в случае релиза, а руководителю он предложил несколько вариантов ускорения исправлений со стороны команды. Участие модератора позволило сторонам услышать боли друг друга и сосредоточиться на поиске решения. В итоге релиз был сдвинут на несколько дней, что не сказалось на результатах бизнеса. Логика функционала за это время была поправлена и работала корректно.
Метод DISC позволяет заранее спрогнозировать возможные точки конфликтов в команде и учесть этот момент, например, при подборе сотрудников в команду.
Как взаимодействуют разные типажи
Для эффективного управления командой или комфортной коммуникации в коллективе с каждым типом поведения следует общаться с учетом его стиля. У нас должен быть отдельный план действий для эффективной передачи информации.
Здесь приведена краткая выжимка важных аспектов в коммуникации, которые помогут добавить в общение конструктив и положительное восприятие.
Коммуникация | D | I | S | C |
Значимость договоренности о встрече | Важны; D не всегда пунктуален | Договоренности не важны; не соблюдаются | Важны для спокойствия, помощь вне плана | Упорядоченность, подготовка, план |
Установление и развитие контакта | Деловые, нетерпимы к банальности, не понимают намеков | Важны внимание, похвала, цитирование | Ценят похвалу за уют, чувствуют фальшь | Недоверчивы, замкнуты. Похвалу принимают в контексте беседы |
Презентация предложения | Четкая, динамичная, уверенная; минимум цифр | Визуально насыщенная, яркая; минимум цифр | Понятная, логичная, последовательная с паузами | Максимум цифр, аккуратность |
Работа с возражениями | Намеренно возражает, требует спокойной, уверенной реакции | Втягивает в обсуждения, эмоции вместо цифр | Мягкая, вопросительная форма. К возражениям надо подталкивать | Въедливы, скрупулезны, требуют терпения |
Мотивация | Достижение результатов, карьерный рост | Активное общение, влияние, признание | Польза для него и окружения | Сводится к минимуму |
Письменное общение | Важна — закрепление устных договоренностей | Сводится к минимуму | Нужны длинные последовательные письма | Приоритетная комфортная форма общения |
Как сформировать команду по DISC
Как мы уже обсудили выше, DISC помогает понять поведение конкретного человека, узнать его мотивацию и найти удобный стиль общения. Если команда подобрана из сотрудников, чьи стили поведения схожи или могут комфортно контактировать, то работа пойдет продуктивнее и быстрее. Кроме того, DISC помогает при распределении задач между участниками команды или между командами в целом.
Например, команде, которая занимается поддержкой существующего технического решения, обычно нужны такие качества, как соблюдение правил и процессов, сложившихся в продукте. И если в команде много сотрудников типа C, она отлично справится с задачами. Если же в команде много представителей типа I, задачи поддержки не будут комфортными, сотрудники быстро выгорят или устанут. Эффективность в этом случае упадет.
Предлагаю вам проверить эффективность метода DISC в своем окружении!