Как и зачем типировать техническую команду?

Кто в лес, кто по дрова: как и зачем типировать техническую команду?

Тирекс
Тирекс Самый зубастый автор
10 января 2025

Мы постоянно взаимодействуем с малознакомыми людьми: в общественных местах, на встречах с клиентами и на работе. Как научиться находить общий язык с каждым собеседником, особенно если он — ваш коллега? Выясняем в этой статье.

Изображение записи

Иногда общение с незнакомцами складывается легко и приятно, а временами вызывает раздражение и стресс. И если спор в очереди в МФЦ можно перетерпеть — поругались да забыли — то на работе конфликты могут привести к срывам сроков и проблемам с выполнением задач. В статье я расскажу об этом достаточно простом методе типирования команды. Он пригодится людям, которые недавно стали тимлидами или планируют ими стать в новой для себя команде, испытывают трудности в понимании других участников своей команды, хотят научиться управлять микроклиматом внутри отдела и не допускать конфликтов.

Меня зовут Наташа, я тимлид в Selectel и управляю большой технической командой. Однажды я поняла, что груминги стали занимать очень много рабочего времени. При обсуждении бэклога кому-то в команде нужно было обязательно рассказать, как эта задача повлияет на бизнес в целом и столько пользы принесет. Другие оценивали работу с точки зрения получения личного опыта. Третьи скрупулезно выясняли технические детали разработки. Попытка понять, с чем это связано, привела меня к тестированию команды по DISC — методу, который помогает лучше понимать себя и других. Оказалось, что к любому человеку можно найти подход, если понять стиль его поведения и правильно доносить информацию.

Откуда появилась концепция DISC

История DISC началась в 1928 году, когда американский психолог Уильям Марстон опубликовал книгу «Эмоции человека: нормальные и аномальные». В этой книге он представил концепцию четырех основных типов поведения: 

  • доминирование (D), 
  • влияние (I), 
  • стабильность (S), 
  • сознательность (C).

Марстон разработал тест, который помогал определить, какой из этих типов поведения был наиболее выражен у человека. В 1950-х годах эта концепция начала использоваться в области менеджмента. В 1970-х годах DISC стал популярным инструментом в бизнесе, а сегодня он широко используется в различных сферах, включая подбор персонала, развитие лидеров, управление командами и повышение эффективности работы.

DISC рассматривает стили поведения и предпочтения в поведении. При этом метод не оценивает умственные способности человека (IQ), эмоциональный интеллект (EQ), не является инструментом выявления ценностей человека. Метод не оценивает образование, способности и опыт. DISC не анализирует, например, умение человека понимать свои эмоции и управлять ими, реагировать на состояние других людей.

Метод фокусируется исключительно на поведенческих стилях. В рамках метода мы не узнаем, почему наш собеседник раздражается: из-за того, что не умеет управлять своими эмоциями, или потому, что для него в данный момент так проще. Мы просто увидим точки раздражения и по DISC можем купировать конфликт.

На что влияют критерии метода DISC.
На что влияют критерии метода DISC.

Как проходит типирование по DISC

Для использования метода не нужны специальные инструменты или длительное тестирование. Достаточно внимания и небольшого количества базовых вопросов, заданных собеседнику. Обычно типирование можно произвести в ходе небольшого интервью. Нужно задать несколько базовых вопросов.

— Реакция на проблемы и вызовы (D)

  • Что было самым трудным на проекте за последние четыре месяца? 
  • Были ли в проекте конфликты и были ли они разрешены?

— Взаимодействие с окружающими и влияние на них (I)

  • Проще достичь успеха одному или в группе?
  • Что лучше: удаленная работа или офис?

Реакция на изменения, перемены (S)

  • Тебе нужно время на размышление или можно сразу начать выполнять задание?
  • Какие новые идеи и инициативы ты выдвигал в проекте?

— Взаимодействие с правилами (С)

  • Какие были правила, процедуры, регламенты в нашем проекте? Они помогали или мешали?
  • Допустима ли приблизительность или мелкие ошибки в работе?

Ответы собеседника на подобные вопросы помогут понять, как он относится к вызовам, к правилам, как предпочитает коммуницировать с людьми, что его мотивирует в работе. У разных поведенческих стилей ответы на эти вопросы будут разными.

Понимание поведения и реакций коллег помогает решать множество задач: это и сокращение времени, потраченного на обсуждение проектов, и предупреждение конфликтов в команде, и работа с мотивацией как отдельного сотрудника так команды в целом. Планирование спринтов и задач также значительно упрощается, если руководитель понимает типаж сотрудников и всего отдела.

Что означают профили поведения людей

Допустим, вы провели анализ и выяснили, какой профиль или профили есть в типаже человека. Расскажу о их влиянии на сотрудника подробнее.

Доминирующий человек (D)

Для человека характерны стремление к контролю, уверенность в себе, прямой взгляд, лидерские качества. Предпочтителен строгий стиль в одежде. Этот человек — драйвер. Обычно он активен, предпочитает действовать. Нацелен на результат и быстрое решение задач. Часто от него можно услышать вопрос: «Как мы можем решить задачу быстрее?»

Сильные стороны типаСлабые стороны типа
НезависимостьВспыльчивость
Умение принимать решенияГрубая манера общения
ЭффективностьЖесткость (негибкость)
НастойчивостьНетерпеливость
Сильная воляОтсутствие дипломатии в общении
Любовь к сложным задачамВ стрессе агрессивны

Влиятельный человек (I)

Такой человек ориентирован на общение, дружелюбен, умеет вдохновлять и убеждать коллег. Он достаточно активен, коммуникабелен, нацелен на получение признания в обществе. Для него характерны открытые позы, яркая одежда, оптимизм. В команде он обычно стремится создать позитивную атмосферу, вдохновляя на совместные действия. Его вопрос: «Кого еще мы можем привлечь к решению задачи?»

Сильные стороны типаСлабые стороны типа
ЭнтузиазмЭмоциональность
Умение убеждатьИмпульсивность
ОптимизмНеорганизованность
Душа коллективаНелюбовь к письменному общению
Нестандартное мышлениеНежелание работать с бумагами и цифрами
КреативностьВ состоянии стресса — навязчивость

Устойчивый человек (S)

Для этого типа поведения характерны терпение, стабильность, практичность и надежность. Человек реактивный, спокойный, уделяет внимание деталям,  предпочитает опираться на опыт, часто ищет поддержку своим решениям. Его можно распознать по спокойной походке и тону голоса, комфортной одежде. Характерный для него вопрос: «Как мы можем решить задачу лучше?»

Сильные стороны типаСлабые стороны типа
ТеплотаЗависимость
Умение слушатьИзлишняя осторожность
НадежностьУступчивость
Склонность к сотрудничествуОбидчивость
Содержат дела и вещи в порядкеНежелание проговаривать проблемы
Умение выполнять рутинную работуНеумение говорить «нет»

Сознательный человек (C)

Для такого человека характерен аналитический склад ума, точность, систематичность. Этот человек аккуратен, может надолго сконцентрироваться на задаче, он стремится к порядку и обычно очень внимателен к деталям. Распознать его можно по сдержанной  мимике, аккуратной одежде и осторожному общению. Характерный для него вопрос: «Что нужно учитывать при решении задачи?»

Сильные стороны типаСлабые стороны типа
Ориентирован на решение проблемКритичность
ТочностьСклонность к осуждению
МетодичностьФормализм
Дар замечать детали и анализировать информациюНетерпимость к своим и чужим ошибкам
ОрганизованностьНегибкость, нежелание искать компромисс
РациональностьВ стрессе замыкаются

Как работает тестирование на практике

Теперь мы поняли, почему на одни и те же тезисы разные члены команды реагируют по-разному. Но как же это использовать в работе? 

У вас тоже есть свой тип поведения. Наверняка вы замечали, что с кем-то из коллег вам проще договориться, а к кому-то приходится искать свой подход.

Если у нас на встрече окажутся руководитель (D) и внимательный к деталям аналитик (C) с разным мнением по обсуждаемому вопросу, скорее всего, мы получим достаточно напряженную атмосферу. Дело в том, что руководитель не хочет отвлекаться на детали, а для аналитика они имеют ключевое значение. Для доминанта важна подача и быстрое решение, а для сознательного исследователя — точность цифр. Это связано с моделью их поведения. При этом два сотрудника с типом С быстро поймут друг друга и договорятся.

В моей практике был случай, когда руководитель команды добивался релиза новой фичи в жесткие сроки, а аналитики, найдя критические ошибки в логике за неделю до релиза, не смогли четко донести вводные о проблеме до руководителя. Ситуацию удалось разрешить при помощи условного модератора с типом поведения S, который обеспечил безопасное пространство для участников команды на встрече. 

Модератор помог аналитикам кратко и четко сформулировать проблему с фокусом на финансовые последствия в случае релиза, а руководителю он предложил несколько вариантов ускорения исправлений со стороны команды. Участие модератора позволило сторонам услышать боли друг друга и сосредоточиться на поиске решения. В итоге релиз был сдвинут на несколько дней, что не сказалось на результатах бизнеса. Логика функционала за это время была поправлена и работала корректно.

Метод DISC позволяет заранее спрогнозировать возможные точки конфликтов в команде и учесть этот момент, например, при подборе сотрудников в команду.

Так взаимодействуют разные типажи.
Так взаимодействуют разные типажи.

Как взаимодействуют разные типажи

Для эффективного управления командой или комфортной коммуникации в коллективе с каждым типом поведения следует общаться с учетом его стиля. У нас должен быть отдельный план действий для эффективной передачи информации. 

Здесь приведена краткая выжимка важных аспектов в коммуникации, которые помогут добавить в общение конструктив и положительное восприятие.

КоммуникацияDISC
Значимость договоренности о встречеВажны; D не всегда пунктуаленДоговоренности не важны; не соблюдаютсяВажны для спокойствия, помощь вне планаУпорядоченность, подготовка, план
Установление и развитие контактаДеловые, нетерпимы к банальности, не понимают намековВажны внимание, похвала, цитированиеЦенят похвалу за уют, чувствуют фальшьНедоверчивы, замкнуты. Похвалу принимают в контексте беседы
Презентация предложенияЧеткая, динамичная, уверенная; минимум цифрВизуально насыщенная, яркая; минимум цифрПонятная, логичная, последовательная с паузамиМаксимум цифр, аккуратность
Работа с возражениямиНамеренно возражает, требует спокойной, уверенной реакцииВтягивает в обсуждения, эмоции вместо цифрМягкая, вопросительная форма. К возражениям надо подталкиватьВъедливы, скрупулезны, требуют терпения
МотивацияДостижение результатов, карьерный ростАктивное общение, влияние, признаниеПольза для него и окруженияСводится к минимуму
Письменное общениеВажна — закрепление устных договоренностейСводится к минимумуНужны длинные последовательные письмаПриоритетная комфортная форма общения

Как сформировать команду по DISC

Как мы уже обсудили выше, DISC помогает понять поведение конкретного человека, узнать его мотивацию и найти удобный стиль общения. Если команда подобрана из сотрудников, чьи стили поведения схожи или могут комфортно контактировать, то работа пойдет продуктивнее и быстрее. Кроме того, DISC помогает при распределении задач между участниками команды или между командами в целом.

Например, команде, которая занимается поддержкой существующего технического решения, обычно нужны такие качества, как соблюдение правил и процессов, сложившихся в продукте. И если в команде много сотрудников типа C, она отлично справится с задачами. Если же в команде много представителей типа I, задачи поддержки не будут комфортными, сотрудники быстро выгорят или устанут. Эффективность в этом случае упадет.

Предлагаю вам проверить эффективность метода DISC в своем окружении!