Как выделенные серверы становятся облачными - Академия Selectel
В панель

Как выделенные серверы становятся облачными

Николай Рубанов Николай Рубанов Старший технический писатель 16 января 2020

Облака становятся все популярнее, крупнейшие компании рассказывают о своем положительном опыте работы с облачными сервисами, а те в свою очередь стараются предоставить максимальное количество различных вариантов использования. Значит ли это, что традиционные выделенные серверы вскоре окажутся не у дел? Сегодня мы расскажем о том, как мы столкнулись с этим вопросом и решили изменить подход к […]

Изображение записи

Облака становятся все популярнее, крупнейшие компании рассказывают о своем положительном опыте работы с облачными сервисами, а те в свою очередь стараются предоставить максимальное количество различных вариантов использования. Значит ли это, что традиционные выделенные серверы вскоре окажутся не у дел?

Сегодня мы расскажем о том, как мы столкнулись с этим вопросом и решили изменить подход к предоставлению выделенных серверов нашим заказчикам.

Услуга аренды выделенных серверов появилась практически с начала работы компании. Нашей задачей было предоставлять в аренду качественные серверы, которые будут работать в наших собственных дата-центрах. Вместе с этим заказчику предоставлялся на выбор безлимитный интернет-канал 100 Мбит/с или же интернет-канал с пакетом трафика в 30 ТБ и скоростью 1 Гбит/с, а также «белый» IP-адрес. По желанию на сервер устанавливалась нужная операционная система. В комплексе заказчик получал полностью готовый к работе выделенный сервер, который можно было использовать под любые цели и задачи.

Вместе с тем услуга имела определенную особенность — промежуток с момента заказа до момента предоставления сервера составлял от 15 минут до нескольких часов. В основном сроки зависели от загруженности системных инженеров.  Да, у них была система автоматической установки ОС, но зачастую требования заказчиков по дисковой разметке значительно отличались от стандартных шаблонов. Это обстоятельство значительно увеличивало время ожидания, поскольку установку ОС приходилось выполнять целиком вручную.

Облачный подход

Понятие о том, что же такое облако достаточно размытое и нечеткое. Каждый понимает его по-своему. Следует четко разделять понятия облачной инфраструктуры и облачных концепций предоставления услуг (например, облачные вычисления). В случае инфраструктуры, это означает наличие определенных качеств у традиционной IT-инфраструктуры. Облачную инфраструктуру можно охарактеризовать как уровень абстракции от физического оборудования (серверы, коммутаторы, маршрутизаторы и так далее). Для заказчика это снимает множество проблем за контролем оборудования и позволяет сосредоточиться на своих собственных инфраструктурных решениях.

Особенности классических серверов

  • Заказчик самостоятельно осуществляет мониторинг работы физических серверов.
  • Установка ОС происходит в ручном или полуавтоматическом режиме.
  • Модификация конфигурации (для серверов произвольной конфигурации) выполняется инженерами вручную. Требуется дополнительно обговаривать время и срок исполнения.
  • От заказчика требуется глубокое понимание того, как работает программное обеспечение.
  • Заказывается на длительный срок (от 1-го месяца).

Особенности облачных серверов

  • Мониторинг физических серверов осуществляет провайдер.
  • ОС устанавливается полностью автоматически.
  • Заказчик может модифицировать конфигурацию облачных серверов в любое удобное время. Процесс происходит автоматически. Не требуется каких-либо согласований.
  • Можно заказать на любой срок, оплачивается по потреблению.

Гибкость в управлении, возможность оплаты только потребленных ресурсов, тесная интеграция разнородных сервисов — все это сильные стороны облачной инфраструктуры. Помимо этого, большинство процессов автоматизированы, что позволяет сократить время подготовки ресурсов. Заказчик получает любые ресурсы практически мгновенно и сразу может начинать их использовать.

Применив эту концепцию на традиционные выделенные серверы, мы стали заниматься оптимизацией и автоматизацией рутинных процессов, выполняемых до настоящего времени вручную. Для нас это возможность снизить нагрузку на системных инженеров и ускорить время исполнения заявок. Нашим же заказчикам важно получать заказанные серверы в кратчайшие сроки и сразу начинать их использовать.

Смысл решения: весь жизненный цикл сервера от момента заказа клиентом до безопасной очистки дисков должен обрабатываться без участия инженеров. Вместе с этим существенным изменениям должна быть подвергнута и система биллинга, чтобы реализовать возможность заказа сервера на произвольное время, а не только минимально на месяц.

Все это привело к созданию системы, которая рассматривает любой физический сервер, сетевое оборудование или свободное место в стойке как ресурс, которым можно управлять автоматически. Как только клиент производит заказ, система самостоятельно находит необходимые ресурсы, прописывает нужные сетевые настройки, устанавливает ОС и полностью готовит оборудование к работе.

Мы не стали полагаться на готовые решения в сфере управления выделенными серверами, предпочтя им создание собственной системы управления. Это позволяет нам не только избежать потенциальной ситуации с vendor lock-in (зависимость от поставщика программного решения), но еще и иметь полный контроль над всеми используемыми функциями.

Автоматизация

Управление виртуальной облачной инфраструктурой — задача достаточно тривиальная. Виртуальные машины однотипны по своей эмулированной «железной» составляющей, а гипервизор уже имеет свой API, который служит для внешнего управления. С выделенными серверами задача автоматизации рутинных операций усложняется за счет следующих факторов:

  • управление питанием разных типов устройств (IPMI, PDU);
  • управление различным сетевым оборудованием;
  • сложная система учета ресурсов и развертывания, которая должна вызывать нужные действия в определенном порядке.

Для примера возьмем ситуацию, когда наш новый клиент первый раз заказал выделенный сервер. Чтобы полностью подготовить его к работе требуются следующие действия:

  1. Взять из пула свободный сервер нужной конфигурации и привязать его к аккаунту клиента.
  2. Выделить новый IP-адрес и также привязать к аккаунту.
  3. Прописать настройки для сетевого порта этого сервера на коммутаторе.
  4. Подготовить скрипт для установки ОС.
  5. Запустить сервер по питанию.
  6. Дождаться окончания работы скрипта по установке ОС.
  7. Активировать сервер в панели управления заказчика и начать его учитывать в биллинге.

Еще один пример: когда заказчик освободил сервер — системному инженеру необходимо его очистить и подготовить для следующих клиентов. В этот момент происходит сразу несколько операций:

  • очистка HDD скриптом, перезаписывающим всю поверхность нулями;
  • очистка SSD методом Secure Erase;
  • контроль показателей S.M.A.R.T.

Это гарантирует то, что, если на сервере остались конфиденциальные данные — они не попадут к другим клиентам. В случае, если показатели S.M.A.R.T. выявляют проблемы с диском — его меняют на другой.

Теперь же все эти операции, кроме замены диска, автоматизированы и не требуют ручного вмешательства инженеров. Помимо показателей S.M.A.R.T. скрипт отслеживает общее время работы диска и даже если все остальные показатели в норме — диск заменят при наработке определенного количества часов. Если любой из дисков сервера по каким-либо причинам не предоставил данные S.M.A.R.T., то система автоматически передаст этот сервер на диагностику инженерам.

Процесс масштабирования перед ожидаемой пиковой нагрузкой стал быстрее и дешевле. Именно эта возможность максимально приближает наши выделенные серверы к традиционным облачным. Достаточно заранее заказать нужное количество выделенных серверов и спустя короткий промежуток времени начать подготовку к масштабированию. При увеличении нагрузки будет достаточно включить подготовленные серверы в ротацию и это поможет инфраструктуре обработать большее количество запросов пользователей.

Краткие итоги

Быстрое развертывание, возможность заказа сервера на короткий период, больший контроль за оборудованием — вот то, чего ждали и в конечном итоге получили наши заказчики, обращаясь через тикет-систему и отправляя свои отзывы через электронную почту. Мы продолжим совершенствовать услугу аренды выделенного сервера, чтобы сделать ее удобнее и надежнее.

Попробовать новую систему в действии можно буквально уже сейчас, пройдя по ссылке — заказать выделенный сервер!

Мы благодарны вам за отзывы, ведь они помогают нам улучшать наши продукты. Если вам что-то особенно понравилось, то тоже пишите — нам будет приятно об этом узнать.

Читайте также: