Как начать работу с облачными базами данных - Академия Selectel

Как начать работу с облачными базами данных

Тирекс Тирекс Самый зубастый автор 13 октября 2021

Изображение записи

Рассказываем, как за пять минут создать кластер баз данных в облаке Selectel с оптимальной конфигурацией.

Работать с базами данных гораздо удобнее, чем просто с файлами, так как они упорядочивают информацию. Функционал баз данных позволяет делать множество полезных штук, таких как запросы с логическими условиями, группировка и сортировка значений, выборка из определенного промежутка и другое.

Сложно ли развернуть кластер баз данных? Нет, но если делать это самостоятельно, то процесс не будет быстрым. Вот основные этапы:

  1. Создать виртуальную машину.
  2. Установить систему управления базами данных (СУБД).
  3. Выполнить начальное конфигурирование.
  4. Создать базу данных (БД).
  5. Настроить роль мастер-сервера.
  6. Снять резервную копию с мастер-сервера.
  7. Создать дополнительные виртуальные машины для реплик.
  8. Установить на каждую машину СУБД.
  9. Сконфигурировать их как реплики.
  10. На каждой реплике восстановить резервную копию, снятую с мастера.

Порядок сильно упрощен, в реальности это может занять более часа.

С помощью Selectel облачный кластер баз данных разворачивается менее чем за пять минут. На программном уровне это одна или несколько виртуальных машин в облачной платформе с настроенной репликацией по схеме: один мастер — несколько реплик.

Созданный таким образом кластер обладает отказойчивостью и гибко настраиваемой масштабируемостью. Любая отказавшая нода будет автоматически перезапущена, а на экстренный случай у нас есть резервные копии для отката состояния базы на срок до семи дней. Большинство рутинных операций по системному администрированию (настройка, конфигурация, обслуживание и обеспечение безопасности) выполняются нашими специалистами.

Создание кластера

Переходим в панель управления my.selectel.ru и выбираем раздел «Облачная платформа». Внутри проекта (нового или существующего) выбираем пункт «Базы данных» — «Создать кластер».

Задаем параметры:

  • Имя кластера — используется только в панели управления.
  • Регион — локация, где располагается сервер. Чем ближе к приложению, тем лучше.
  • СУБД — приложение, с помощью которого можно будет управлять данными, и его версия. Доступны PostrgreSQL (в том числе 10-я версия, используемая для работы 1С:ERP), TimescaleDB и MySQL.

    В октябре в сервисе появится Redis, который будет доступен в бесплатном демо-режиме.
  • Конфигурация нод — ресурсы, которые будут доступны для использования. Можно выбрать одну из фиксированных конфигураций (их подготовили наши специалисты) или настроить свою. Если точных данных по планируемой нагрузке нет, то можно выбрать минимально возможную конфигурацию и масштабировать ее в процессе эксплуатации.
  • Количество реплик — число серверов такой же конфигурации, на которых будут размещены копии данных с мастер-сервера.
  • Подсеть — публичная или приватная в зависимости от местонахождения приложения и количества реплик. Если приложение уже размещено в Selectel, выбирается приватная подсеть, в ином случае — публичная.
  • Пулер соединений режим контроля соединений. Можно выбрать транзакционный (соединение только на время выполнения транзакции), сессионный (на время подключения клиента) или утверждающий (одновременно может работать только один клиент). Выбор зависит от используемого приложения.
  • Настройки СУБД лучше не менять при первом запуске. В панели по умолчанию выставлены те параметры, с которыми база данных точно будет работать. Изменять их стоит, только если это требуется для решения конкретных задач.
  • Резервные копии — неотъемлемая и неизменяемая часть услуги. Находятся полностью в зоне ответственности Selectel.

Создание базы данных

Создаем пользователя.

Создаем новую базу данных.

Назначаем созданному пользователю права доступа к новой базе данных.

Установка клиентского ПО

К базе можно подключить конкретное приложение или клиентское ПО — например, DBeaver CE. Ниже команды для установки в ОС Linux.

Для дистрибутивов, основанных на RPM:

wget https://dbeaver.io/files/dbeaver-ce-latest-stable.x86_64.rpm
sudo rpm -i dbeaver-ce-latest-stable.x86_64.rpm

Для дистрибутивов, основанных на DEB:

wget https://dbeaver.io/files/dbeaver-ce_latest_amd64.deb
sudo dpkg --install dbeaver-ce_latest_amd64.deb

Для тех, кто использует SNAP:

sudo snap install dbeaver-ce

Подключение к базе данных

Для подключения используется IP-адрес мастер-ноды и стандартный порт.

Мониторинг

Контролировать работу кластера можно двумя способами:

  1. В панели управления. Там отражены все актуальные и исторические данные о потреблении ресурсов отдельных виртуальных машин кластера, а также об общей нагрузке на кластер.
  2. В формате метрик Prometheus. Наши специалисты позаботились о том, чтобы метрики можно было интегрировать в существующую систему мониторинга.

Видео «Создаем кластер в облачных базах данных»

Оставляем полезные ссылки: