Интеллектуальное право в IT
В панель

Интеллектуальное право в IT и не только

Ульяна Малышева Ульяна Малышева Технический редактор 3 февраля 2022

Рассказываем про авторские права на текст и код на примере Винни-Пуха, Годзиллы и Тирекса.

Изображение записи

Рассказываем про авторские права на текст и код на примере Винни-Пуха, Годзиллы и Тирекса.

Персонажи сказок про Винни-Пуха, написанных британцем Аланом Александром Милном, больше не принадлежат Disney. В этом году детские истории про мишку стали достоянием общественности. Вместе с юристом Selectel по интеллектуальному праву Софией Фахрисламовой и руководителем юридического отдела Selectel Анной Гуценко выясняем, как это произошло и что это значит для бизнеса.

Почему так?

Каждый год с наступлением 1 января истекают сроки защиты авторских прав на произведения литературы, кинематографа и аудиозаписей. Они официально становятся общественным достоянием. А значит, их можно видоизменять, публиковать повторно, показывать в кинотеатрах — всячески использовать без разрешения или выплат авторского вознаграждения, но с обязательным указанием авторства.

По российскому законодательству авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно. Неприкосновенность подразумевает то, что в произведение запрещено вносить какие-либо изменения без явно выраженного согласия автора. При этом переработка произведения допускается статьей 1270 Гражданского кодекса РФ. Но переработка подразумевает именно создание нового (производного) объекта.

Авторство нельзя продать или подарить. Исключительное право на произведение в РФ действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. По истечении срока произведение становится общедоступным.

Интересно, что авторское право по российскому законодательству не подлежит государственной регистрации, в отличие от других объектов интеллектуальной собственности. Автор получает свои авторские права в силу создания произведения. А вот те, кто в дальнейшем планируют это произведение использовать, получают исключительные права, закрепленные лицензионным договором или договором купли-продажи.


Объясняем на динозаврах

Один из самых известных динозавроподобных мутантов — Годзилла — «родился» в японской студии Toho. Серию фильмом про древнего ящера начал снимать Томоюки Танака — именно он является автором этого героя. Правообладателем же бренда является студия Toho. Если какой-нибудь американский режиссер хочет снять фильм про противостояние Годзиллы и Кинг-Конга, ему нужно получить разрешение, закрепленное юридически. В остальном использование образа Годзиллы незаконно, пока он не станет общественным достоянием. Компания Toho, кстати, успешно защищает свой бренд, выигрывая суды с торговыми марками, эксплуатирующими образ героя.


В США сроки перехода в общественное достояние немного другие. Ранее срок защиты авторских прав в США составлял 75 лет (для произведений, созданных до 1978 года) или 50 лет после смерти автора (для произведений, созданных после 1978 года). Однако в 1998 году был принят Sonny Bono Copyright Term Extension Act, известный как закон «Микки Мауса», — он продлил оба срока действия копирайта еще на 20 лет. К слову авторские права на ушастого символа Disney истекают в 2024 году.

Но ведь Винни-Пух — персонаж, а не произведение…

Персонажи, к коим относятся Винни-Пух, Пятачок и другие, являются объектами авторского права и могут рассматриваться как часть произведения (в РФ это декларируется статьей 1259 Гражданского кодекса). При этом персонаж в качестве объекта авторского права должен обладать характеристиками, которые позволяют его индивидуализировать. Иметь определенный внешний вид, голос, мимику, манеру речи и движений. В нашем случае должен быть не привычный нам «биологический» или плюшевый медведь, а заботливый медведь в красной футболочке.

Вспомним советского Винни-Пуха — героя мультфильмов Федора Хитрука. Персонаж медведя, безусловно, уникальный, но вот исключительных прав на экранизацию, которые принадлежали Disney, «Союзмультфильм» не приобретали. Именно поэтому культовый для нас мультик никогда не показывали за рубежом.

Теперь все будут беспрепятственно использовать образ Винни-Пуха в коммерческих целях?

Не совсем. Использовать Винни-Пуха именно в качестве персонажа, созданного Аланом Милном, можно. Тот же Федор Хитрук сейчас мог бы совершенно спокойно выпустить мультфильмы про Винни-Пуха, не боясь нарушить закон.

А вот использование Винни-Пуха в вариации Disney неправомерно, так как студия является правообладателем товарного знака в виде мультипликационного образа Винни-Пуха. В отличие от авторского права, права на средства индивидуализации могут быть продлены неограниченное количество раз. Кроме того, мультипликационный образ персонажа может охраняться в качестве другого объекта интеллектуальной собственности — промышленного образца.


Объясняем на динозаврах

Само изображение динозавра никак не охраняется законом. Абстрактного динозавра можно использовать любым способом. Но, если динозавр обладает определенными уникальными характеристиками, он может стать объектом интеллектуального права. Так, например, маскот компании Selectel — Тирекс — зарегистрирован как товарный знак. А значит, любой, кто решит использовать или воспроизвести очень похожий образ без разрешения, нарушит закон.


Покупая права на произведение, бизнесу важно помнить о сроках действия исключительного права. Необходимо четко планировать сроки реализации приобретенного произведения, так как через определенный срок эксклюзивные права станут общественным достоянием. Кроме того, целесообразно регистрировать созданные правообладателями образы на основе персонажей из произведений в качестве товарных знаков, промышленных образцов.

Код как произведение литературы

Раз мы в блоге IT-компании, затронем вопрос защиты программного кода.

Код тоже охраняется авторским правом. Причем права на программы для электронно-вычислительных машин охраняются так же, как и произведения литературы (статья 1261 Гражданского кодекса РФ). Закрепить за собой авторство можно путем регистрации программы в Роспатенте. Однако такая регистрация позволяет защитить только форму программы, а не ее сущность. Защитить программу с точки зрения идеи и функциональных особенностей позволит патент на программу как на алгоритм или систему. При этом процесс регистрации патента происходит намного сложнее.

Патент на изобретения, в том числе на программу как на алгоритм, в России охраняется 20 лет. Далее продлить его нельзя, исключение составляют лекарственные средства/пестициды и подобные категории (их можно продлить на 5 лет). Можно сказать, что тот или иной объект авторского или патентного права рано или поздно станет общественным достоянием, но срок перехода зависит от многих факторов

Большая часть актуального программного обеспечения разработана в последние десятилетия, а его создатели продолжают здравствовать. Поэтому громких дел, связанных с тем, что какое-то ПО стало достоянием общественности (если оно изначально не было open source), еще не было. Судебные споры в области IT наиболее актуальны по вопросам нарушения исключительных прав на программы для ЭВМ, авторства, плагиата, использования пиратского ПО и т.д.

Интересно также, что в законодательстве Российской Федерации нет прямого запрета на реверс-инжениринг — исследование готового устройства или программы, а также документации на него с целью понять принцип его работы. Нередко обратную разработку используют в целях создания реплики успешного ПО.

Как указано в статье 1280 Гражданского кодекса РФ, лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ, вправе без согласия правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения воспроизвести и преобразовать объектный код в исходный текст (декомпилировать программу для ЭВМ) или поручить иным лицам осуществить эти действия, если они необходимы для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной этим лицом программы для ЭВМ с другими программами, которые могут взаимодействовать с декомпилируемой программой.

При этом нужно соблюдать несколько условий — например, это можно делать только для того, чтобы помочь интегрировать продукт в существующие системы компании. Также закон следит, чтобы подобные действия никак не ущемляли права и интересы автора программы.

В общем, реверс-инжениринг возможен, поэтому, чтобы обезопасить себя от долгих судебных прений и других рисков, некоторые компании стараются вводить прямой запрет на реверс-инжиниринг при составлении контрактов и иных пользовательских документов. Например, запрет на реверс-инжиниринг можно встретить в тексте условий использования Skype.

Читайте также: